Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-352/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Дзадзиева Д.А., Лаврентьева В.В.
при секретаре Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Левченко ФИО10 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение), связанных с принятием его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Левченко в период с 5 августа 1991 года по 29 июля 2002 года проходил военную службу по контракту на различных должностях.
18 апреля 2002 года, имея к этому времени выслугу на военной службе более 10 календарных лет, Левченко был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 29 июля 2002 года исключен из списков личного состава воинской части.
4 августа 2001 года в рамках реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее по тексту - Программа) ему был выдан государственный жилищный сертификат (далее по тексту - ГЖС) на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с учетом его выслуги лет и состава семьи (3 человека) в размере 231120 рублей ((18 кв.м. х 3 человека) х 5350 рублей х 80%), что соответствовало 43, 2 кв.м. жилого помещения.
15 ноября 2001 года Левченко В.В., его супруга - Левченко О.В. и дочь - Левченко И.В. с помощью ранее полученного ГЖС на основании договора купли-продажи, в равной доле каждый, приобрели жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 42,5 кв.м., на которую в установленном порядке зарегистрировали право долевой собственности (по 1/3 на каждого).
29 мая 2003 года он вновь поступил на военную службу и до настоящего времени проходит ее в войсковой части N в должности начальника "данные изъяты".
В августе 2016 года в связи с рождением сына и изменением состава семьи Левченко обратился в отделение с заявлением, в котором просил принять его и членов его семьи (всего 4 человека) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отделения от 23 августа 2016 года N 69-22/096/16 Левченко и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом наличия в собственности у него и членов его семьи жилого помещения общей площадью 54 кв.м.
Считая свои права нарушенными, Левченко просил суд признать незаконными действия начальника отделения, связанные с принятием решения от 23 августа 2016 года N 69-22/096/16 о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом наличия в собственности у него и членов его семьи жилого помещения общей площадью 54 кв.м. и обязать названное должностное лицо внести в принятое решение изменения относительно учета площади имеющегося в собственности у него и членов его семьи жилого помещения, равной 43,2 кв.м.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Левченко отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что при обеспечении его жильем при увольнении с военной службы в 2002 году, органом исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, было реализовано его право на обеспечение жильем с учетом его выслуги лет и состава семьи, т.е. жилым помещением размером 43,2 кв.м., которое и должно учитываться.
Обращает внимание, что разницу между 54 кв.м. и 43,2 кв.м. (10.8 кв.м.) он мог оплатить из своих личных средств, но этого не сделал и эта площадь жилого помещения не может учитываться при обеспечении его жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Гарнизонный военный суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления Левченко пришел к выводу о том, что административный истец в 2002 году реализовал свое право на обеспечение жильем путем получения Государственного жилищного сертификата на состав семьи 3 человека, т.е. на 54 кв.м., следовательно, указанный размер жилого помещения подлежит зачету при принятии его на жилищный учет, а не 43,2 кв.м. как указывает административный истец.
Однако данный вывод суда является необоснованным по следующим основаниям.
Право граждан на жилище и его бесплатное предоставление малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, закреплено в ст. 40 Конституции Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенным в постановлении от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 и п. 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов.
Согласно п. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При таких обстоятельствах, уполномоченный жилищный орган, рассматривая заявление административного истца, мог принять лишь одно из двух решений, т.е. принять его и членов его семьи на жилищный учет либо отказать ему в этом, а размер находящегося у него в собственности жилья, учитывается лишь при предоставлении жилья.
Следовательно, указание в решении начальника отделения от 23 августа 2016 года N 69-22/096/16 о размере имеющегося в собственности у административного истца жилья противоречит действующему жилищному законодательству.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене, а административный иск частичному удовлетворению.
По тем же основаниям не подлежит удовлетворению административный иск Левченко о возложении на начальника отделения обязанности о внесении в оспариваемое решение указания о размере имеющегося у него и членов его семьи в собственности жилья площадью 43,2 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2016 года по административному исковому заявлению Левченко ФИО10, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих существенное значение для административного дела и неправильным применением норм материального права, отменить и принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление Левченко ФИО10 - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника отделения (территориального, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с принятием решения от 23 августа 2016 года N 69-22/096/16 о постановке Левченко В.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в части указания о наличии у него и членов его семьи в собственности жилого помещения площадью 54 кв.м.
Обязать начальника отделения (территориального, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации внести в решение от 23 августа 2016 года N 69-22/096/16 изменение, исключив из него указание о размере имеющегося в собственности у Левченко В.В. и членов его семьи жилого помещения площадью 54 кв.м.
В удовлетворении административного искового заявления Левченко В.В. в части возложения на начальника отделения (территориального, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности внести в решение от 23 августа 2016 года N 69-22/096/16 указание о размере находящегося в собственности у него и членов его семьи жилого помещения площадью 43.2 кв.м., отказать.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.