Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 марта 2017 г. по делу N 33а-367/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного ФИО3 суда в составе:
председательствующего -
ФИО11,
судей:
ФИО12
при секретаре ФИО6, с участием прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции ФИО7 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны РФ (далее - академия) на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника академии, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи ФИО10, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу в распоряжении начальника академии и состоял на жилищном учёте.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел) от 28 июля 2016 года административный истец, в связи с его обеспеченностью в 2000 году, как члена семьи своего отца жилым помещением для постоянного проживания в г. Воронеже, собственником которого в 2002 году стали его родители, а также невозможностью сдачи им данного жилья из-за снятия в 2001 году с регистрационного учёта, снят с учёта нуждающихся в жилье.
Приказом начальника академии от 08 августа 2016 года N ФИО1 по достижении предельного возраста уволен с военной службы и приказом этого же должностного лица от 12 сентября 2016 года N, в редакции приказов от 24 октября 2016 года N и 07 ноября 2016 года N, исключен из списков личного состава образовательного учреждения с 10 ноября того же года.
Посчитав свои права нарушенными, поскольку до исключения из соответствующих списков он не был обеспечен жилым помещением, ФИО1 в судебном порядке оспорил вышеуказанные приказы и просил их отменить, восстановив его на военной службе.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник академии просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование этого указывает, что на момент издания приказа об увольнении истца с военной службы тот на жилищном учёте не состоял и решение жилищного органа не обжаловал, а поэтому оснований для его удержания на военной службе не имелось. При исключении ФИО1 из списков личного состава воинской части решение начальника отдела от 28 июля 2016 года о снятии административного истца с учёта нуждающихся в жилье отменено не было, что предоставляло ему право на издание оспоренных приказов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 настоящего пункта.
В п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Следовательно, при рассмотрении данной категории дел необходимо установить согласие военнослужащего на увольнение с военной службы с одновременным его оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, признанный с 1991 года нуждающимся в жилом помещении, по последнему месту службы в городе Воронеже жильём не обеспечен и избрал местом жительства после увольнения с военной службы город Москву. Будучи зачисленным в распоряжение, чётко выраженного согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением он не давал, а, напротив, в своём рапорте и листе беседы просил уволить с предварительным обеспечением жильём.
Также судом установлено, что в августе 2016 года ФИО1 в судебном порядке оспорил решение начальника отдела от 28 июля 2016 года о снятии с жилищного учёта и согласно решению Воронежского гарнизонного военного суда от 07 сентября 2016 года в удовлетворении его административного искового заявления было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 24 ноября 2016 года упомянутое решение отменено и принято новое, которым его административный иск удовлетворен, а решение уполномоченного органа от 28 июля 2016 года признано незаконным. Одновременно с этим суд обязал начальника отдела отменить принятое решение.
Таким образом, поскольку административный истец, признанный в установленном порядке нуждающимся в получении жилья с 1991 года, своего согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением не давал, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспоренные приказы являются незаконными и нарушающими право ФИО1 на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, осуществляемого органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Что же касается довода автора жалобы относительно того, что истец на момент издания приказов не состоял на жилищном учёте, а решение жилищного органа отменено не было, то эти обстоятельства выводы суда под сомнения не ставят и не могут являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку он был снят с жилищного учёта в связи с неправомерными действиями начальника отдела, совершенными в период прохождения им военной службы.
Признание же судом решения жилищного органа незаконным, без которого рассматриваемые приказы в отношении ФИО1 не могли быть изданы, устраняет все неблагоприятные для него последствия, в том числе юридические.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.