Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 марта 2017 г. по делу N 33а-375/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО6,
судей:
ФИО7
при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел) на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2016 года, которым удовлетворен административный иск полковника юстиции ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела, связанных с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в ноябре 2011 года, проходит военную службу в должности руководителя военного следственного отдела Следственного комитета РФ по Воронежскому гарнизону.
Решением начальника отдела от 15 декабря 2016 года административному истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что общая продолжительность его военной службы составляет менее 20 лет, и он относится к категории военнослужащих, подлежащих обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил упомянутое решение начальника отдела и просил обязать последнего повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилье.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О статусе военнослужащих" и других нормативно-правовых актов, указывает, что законодательством определены различные способы жилищного обеспечения военнослужащих. ФИО1 относится к категории военнослужащих, подлежащих обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Тем самым военное ведомство исполняет свои обязательства по реализации его жилищных прав, а поэтому вывод суда об их нарушении является несостоятельным и основанным на неправильном применении норм материального права.
Акцентирует внимание на том, что суд, отождествляя общую продолжительность службы и общую продолжительность военной службы, не учёл, что зачисление периода службы в органах внутренних дел в общий трудовой стаж и стаж военной службы, подразумевает формирование общего стажа только для назначения пенсии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в период с 1992 по 2008 год проходил службу в органах внутренних дел, а с 2008 по октябрь 2011 года в органах Следственного комитета РФ.
В ноябре 2011 года административный истец поступил на военную службу, заключил первый контракт и на основании п. 1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Из приказа заместителя председателя Следственного комитета РФ - руководителя Главного военного следственного управления от 17 ноября 2011 года N следует, что ФИО1 военную службу в Вооруженных Силах РФ ранее не проходил.
Выпиской из послужного списка подтверждается, что в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, административному истцу, имеющему с 2009 года воинское звание - рядовой, было присвоено первое воинское звание офицера - подполковник юстиции (приказ МВД РФ от 30 декабря 2011 года N 1850).
Удовлетворяя административное исковое заявление, гарнизонный военный суд исходил из того, что административный истец, имеющий выслугу свыше 20 лет, обладает правом обеспечения жилой площадью, в том числе и по избранному месту жительства, на условиях социального найма или в собственность, поскольку заключение с ним контракта о прохождении военной службы, последующее её прохождение в Министерстве обороны РФ и присвоение воинского звания с зачётом выслуги лет, означает, что военное ведомство взяло на себя бремя реализации вопросов его социальной защищенности, в том числе в сфере жилищного обеспечения.
Вместе с тем суд оставил без внимания ряд существенных по делу обстоятельств, что привело к несоответствующим обстоятельствам дела выводам и неправильному применению норм материального права.
В соответствии с п. 1, 15 ст. 15 Закона обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о накопительно-ипотечной системе).
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 6 ч. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе относятся лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 года, является получение первого воинского звания офицера (подп. 8 ч. 2 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе).
Следовательно, с момента получения ФИО1 первого воинского звания офицера он подлежит включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
На основании п. 15 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, п. 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абз.2 и 3 п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона, соответственно, на административного истца не распространяется действие ряда положений ст. 15 и 23 Закона, регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих (определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 года N 812-О, определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 593-О).
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат данных о том, что ФИО1 является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включен в соответствующий реестр, судебная коллегия полагает необходимым дать оценку и общей продолжительности его военной службы.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Закона определено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
По делу установлено, что ФИО1 заключен новый контракт о прохождении военной службы на срок 5 лет, до ноября 2021 года.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в редакции от 03 июля 2016 года, определено, что военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях,
В действующей редакции от 22 февраля 2017 года этот пункт дополнен органами военной прокуратуры и военными следственными органами Следственного комитета РФ.
Согласно ст. 2 Закона военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Доказательств тому, что административный истец до 2011 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ либо в иных вышеперечисленных органах, формированиях и подразделениях, материалы дела не содержат.
В связи с этим ФИО1 не имеет общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а лишь по её достижении военнослужащий, отнесённый к его категории, был бы вправе поставить вопрос о признании нуждающимся в жилье и реализации установленного Законом права на жилище в избранном месте жительства в период военной службы.
Что же касается службы истца в органах внутренних дел и Следственного комитета РФ, до заключения контракта о прохождении военной службы, и ссылки суда на ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", то эти данные не могут служить основанием для вывода о прохождении ФИО1 в этот период военной службы, так как работа в органах внутренних дел и следствия не является военной службой, а предусмотренный приведённой нормой права учёт соответствующего периода в целях определения выслуги лет, дающей право на пенсию, не распространяется на предусмотренные законом для военнослужащих социальные гарантии, необходимым условием предоставления которых является наличие установленной законом продолжительности именно военной службы.
Таким образом, начальник отдела, отказав административному истцу в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, его прав и законных интересов не нарушил, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО1 - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.