Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-378/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ивановой ФИО14 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Тверь) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжильё"), связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, "данные изъяты" Иванова находится на военной службе с мая 1993 года и проходит её по контракту на воинских должностях в "адрес". 15 мая 2015 года административный истец с супругом снялись с регистрационного учета из жилого помещения общей площадью 40,6 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", и зарегистрировались при воинской части. С 2010 года 1/3 доли в праве на данную квартиру принадлежит дочери военнослужащего. По состоянию на 14 мая 2015 года в указанном жилье было зарегистрировано 4 человека, в связи с чем, на каждого из проживающих приходилось более учётной нормы. Решением начальника отделения "Западрегионжильё" от 12 мая 2016 года административному истцу было отказано в постановке с мужем на жилищный учёт, как совершившим действия, направленные на ухудшение жилищных условий. Полагая, что её права были нарушены, Иванова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
-признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжильё" от 12 мая 2016 года N69-23/008/16 об отказе в принятии её с мужем на жилищный учёт;
-обязать начальника отделения "Западрегионжильё" отменить принятое им 12 мая 2016 года решение N69-23/008/16 в части её с мужем касающееся и принять их на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Ивановой отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Иванова указывает, что суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу, что она после отчуждения принадлежащей ей на праве собственности части квартиры продолжала оставаться членом семьи собственника жилого помещения. С 2010 года они с мужем проживали в жилье по другому адресу, осуществляя его наём.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 3 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В частях 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ закреплено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Частями 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Из содержания решения Вышневолоцкой городской думы от 4 апреля 2005 года N 31 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Частью 1 статьи 54 ЖК РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, и в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Анализ вышеизложенного законодательства позволяет придти к выводу, что действия граждан, связанные со снятием с регистрационного учета по месту жительства, влекущие утрату права пользования им, могут являться ухудшением жилищных условий и препятствовать их постановке на жилищный учёт.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, "данные изъяты" Иванова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на военной службе с мая 1993 года и проходит её по контракту в воинских частях "адрес". На основании договора приватизации жилого помещения от 5 марта 1993 года и соглашения об установлении (определении) долей в праве общей собственности на квартиру от 14 мая 2010 года административный истец являлась собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение общей площадью 40,6 кв.м., находящееся по адресу: "адрес". 30 июня 2010 года данная доля была подарена административным истцом своей дочери - ФИО15, государственная регистрация чего состоялась 19 июля того же года. Иными участниками общей долевой собственности (по 1/3 доли квартиры) являются родители административного истца: ФИО16 и ФИО17, которые с 3 апреля 2012 года были сняты с регистрационного учета и в указанном жилье более не проживали. По состоянию на 14 мая 2015 года в названном жилом помещении было зарегистрировано 4 человека: Иванова С.Н., ее муж - ФИО18, их дочь - ФИО19 ( ФИО19) Д.И. 12 сентября 1995 года рождения и внучка - ФИО21 22 июня 2014 года рождения, где на каждого из проживающих приходилось по 10,15 кв.м. общей площади жилого помещения. С 15 мая 2015 года Иванова с супругом снялись с регистрационного учета, а 21 мая того же года зарегистрирована по адресу войсковой части N. Имея общую продолжительность военной службы более 20 лет и в преддверии достижения предельного возраста пребывания на ней, 22 декабря 2015 года административный истец обратилась в отделение "Западрегионжильё" с заявлением о принятии ее с супругом на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По сообщению начальника отделения "Западрегионжильё" от 8 февраля 2016 года N 69-13/105/15 Иванова признана нуждающейся в получении постоянного жилья и имеет статус кандидата на его получение. Однако согласно решению начальника отделения "Западрегионжильё" от 12 мая 2016 года N 69-23/008/16, Ивановой с мужем отказано в принятии на жилищный учёт, по мотивам добровольного ухудшения жилищных условий в 2015 году.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Иванова по собственному желанию снялась с регистрационного учета по месту жительства, до снятия с такого учета являлась членом семьи собственника жилого помещения, а, соответственно, была обеспеченной по нормам жилищного законодательства и имела право пользования жильем, находящимся по месту прохождения военной службы, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у административного истца права находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и по избранному месту жительства, обоснованно отказав военнослужащему в удовлетворении заявленных требований.
Что же касается доводов жалобы о том, что Иванова с 2010 года проживает с супругом в другом жилом помещении, то судебная коллегия находит их не состоятельными, так как данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об их необеспеченности жильём.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2016 года по административному исковому заявлению Ивановой ФИО14 оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.