Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-379/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н., Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) Поповой Г.С. на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2016 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академии Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - академия) "данные изъяты" Крючкова ФИО8 об оспаривании решения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанного с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Крючков, успешно прошедший профессиональный отбор и принятый решением приемной комиссии для обучения, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N N освобожден от занимаемой воинской должности "данные изъяты" и с ДД.ММ.ГГГГ года зачислен на первый курс очного обучения в академию.
Приказом начальника академии от ДД.ММ.ГГГГ года N N административный истец с указанной даты зачислен в списки переменного состава академии.
В связи с прибытием к новому месту военной службы Крючков в октябре 2015 года обратился в ДЖО с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения.
Поскольку к указанному заявлению административным истцом вместо справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) была приложена копия данной справки, а сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, не были заверены соответствующим должностным лицом, в сообщении ДЖО от 28 октября 2015 года Крючкову доведено о том, что вопрос предоставления ему служебного жилого помещения будет рассмотрен после устранения им выявленных недостатков и представления указанных документов.
Так как недостатки устранены не были, решением заместителя руководителя ДЖО от 6 сентября 2016 года административному истцу отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
В сообщении ДЖО от 20 сентября 2016 года Крючкову повторно доведена информация о рассмотрении вопроса включения его в список на предоставление служебных жилых помещений после предоставления им документов, перечень которых установлен п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Полагая свои права нарушенными, Крючков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение должностного лица от 6 сентября 2016 года. Обязанность по включению в список на предоставление служебных жилых помещений со времени первоначального обращения, а именно с 16 октября 2015 года, просил возложить на 1 отдел, с августа 2016 года отвечающий за эту работу.
Судом первой инстанции административный иск удовлетворен. На начальника 1 отдела возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о включении Крючкова с 16 октября 2015 года в список на предоставление служебных жилых помещений, а также с 1 отдела в его пользу взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель начальника 1 отдела, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, а также приводя положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы указывает, что к своему заявлению Крючков не приложил справку о сдаче служебного жилого помещения по предыдущему месту прохождения военной службы, а также представил не заверенные сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Обращает внимание на то, что оригинал указанной справки и установленным порядком заверенные сведения административный истец не представил и после того, как ему было направлено соответствующее уведомление ДЖО от 28 октября 2015 года.
Таким образом, поскольку Крючков не представил документы, перечень которых установлен п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, то при таких обстоятельствах оспоренное им решение должностного лица является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что требования Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений Крючковым были выполнены. Посчитав, что поскольку к заявлению о включении в список на предоставление служебных жилых помещений им была приложена справка от 25 августа 2015 года N N о необеспеченности жилым помещением по предыдущему месту службы, то оспоренное им решение заместителя руководителя ДЖО от 6 сентября 2016 года является незаконным.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащему необходимо подать заявление по рекомендуемому образцу в специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому приложить необходимые документы, в том числе справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии), а также сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к Инструкции, которые необходимо подписать военнослужащему с заверением его подписи должностным лицом по месту прохождения службы.
Из материалов дела следует, что в октябре 2015 года Крючков обратился в ДЖО с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения. К этому заявлению была приложена копия справки от 25 августа 2015 года N N о необеспеченности жилым помещением по предыдущему месту службы.
Кроме того, подпись административного истца в приложенных к заявлению сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, не была заверена, как это предусмотрено приложением N 2 к Инструкции.
На основании вышеприведенных обстоятельств должностное лицо оспоренным решением от 6 сентября 2016 года правомерно отказало административному истцу во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, поскольку им для этого не были представлены документы, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 Инструкции.
Более того, о необходимости устранения выявленных недостатков в целях принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения, Крючков был повторно уведомлен сообщением от 20 сентября 2016 года. После его получения действий, направленных на представление в установленном порядке именно в жилищный орган документов для обеспечения служебным жильем, также не совершил.
Поскольку оспоренное решение заместителя руководителя ДЖО являлось законным и обоснованным, то согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ оснований для присуждения административному истцу с 1 отдела судебных расходов не имелось, а поэтому в силу ч. 3 этой же статьи указанные расходы надлежит отнести на его счет.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Крючкову в удовлетворении его административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст.310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2016 года по административному иску Крючкова ФИО8 в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Крючкова Е.М. о признании незаконным и отмене решения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 6 сентября 2016 года об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений, а также во взыскании с 1 отдела Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу административного истца судебных расходов отказать.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.