Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 марта 2017 г. по делу N 33а-404/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н., Лаврентьева В.В.
при секретаре Мусатовой Е.О. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - территориальное отделение) на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Коршунова ФИО8 об оспаривании решения начальника территориального отделения.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Коршунов проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в городе Тейково Ивановской области, и обеспечен по месту службы с составом семьи четыре человека (он, жена, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын жены от другого брака - Дудкин ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) служебным жилым помещением.
Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 24 июля 2013 года установлен факт нахождения Дудкина на его иждивении.
С октября 2013 года он с семьей проживает в служебном жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", в договор найма которого включен и Дудкин. Ранее Коршунов и его семья, в том числе и Дудкин, в полном составе с 2007 года также проживала в другой служебной квартире.
Имея намерения получить жилье для постоянного проживания, он обратился к начальнику территориального отделения с соответствующим заявлением.
Решением начальника территориального отделения от 30 сентября 2016 года N 37-24/81/16 он, его супруга и сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В то же время сын его жены от другого брака - Дудкин А. С. на жилищный учет принят не был.
Основанием принятого решения явилось то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Дудкин, как достигший восемнадцатилетнего возраста и обучающийся в образовательном учреждении по заочной форме обучения, не является членом семьи военнослужащего.
Полагая, что его права на получение жилья для постоянного проживания на весь состав семьи нарушены, Коршунов просил суд:
- признать незаконным решение начальника территориального отделения от 30 сентября 2016 года N 37-24/81/16 в части отказа в принятии на жилищный учет Дудкина;
- возложить на начальника территориального отделения обязанность принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Дудкина А.С. в соответствии с требованиями статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Коршунова удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение начальника территориального отделения, составленное в виде письменного сообщения от 03 октября 2016 года N 37-19/1403/16 об отказе Коршунову в принятии сына его супруги от другого брака Дудкина А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и возложил на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Дудкина А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
В удовлетворении требований Коршунова о возложении на начальника территориального отделения обязанности принять Дудкина А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - суд отказал.
В апелляционной жалобе начальник территориального отделения просит решение гарнизонного военного суда, отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Коршунова.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-Ф3 "О статусе военнослужащих" указывает, что на момент обращения Коршунова в территориальное отделение Дудкину А.С. исполнилось полных 21 год, и он обучается по заочной форме обучения. Документов, свидетельствующих о нетрудоспособности Дудкина А.С. и нахождении его на иждивении истца на момент обращения Коршунова в территориальное отделение, не представлено. Таким образом, Дудкин А.С. на момент обращения Коршунова в жилищный орган, не мог являться членом семьи военнослужащего в целях реализации прав и социальных гарантий, предусмотренных для членов семей военнослужащих.
Считает ошибочной ссылку суда первой инстанции на то, что Дудкин обладает статусом члена семьи нанимателя жилого помещения, поскольку правами и социальными гарантиями по обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми органами Министерства обороны Российской Федерации наделены именно члены семьи военнослужащего, а не члены семей нанимателей жилых помещений.
Обращает внимание, что суд в принятом решении неверно сослался на пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", который разъяснил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем, следует руководствоваться Жилищным Кодексом Российской Федерации. Однако, в нем не содержится прямых указаний на руководство ст. 69 ЖК РФ при определении круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего. ЖК РФ является общим законом, а Федеральный закон "О статусе военнослужащих" является специальным законом, которым следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о праве на жилое помещение, возникающее у специального субъекта правоотношений - военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с положениями статьи 15 приведенного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, помимо иных, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Анализируя приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что необходимым условием признания члена семьи военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма органами военного управления, является его соответствие требованиям, определенным в части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями частей 5 и 6 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3, 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что дети нанимателя жилого помещения, проживающие совместно с ним, относятся к членам семьи нанимателя.
Исходя из положений пункта 5 статьи 2 и пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", данный закон предусматривает социальные гарантии в жилищной сфере военнослужащим и членам их семей, а также гарантирует обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных этим законом, другими Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем, следует руководствоваться Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Приказом начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 01-05/106 утверждено Положение об отделении (территориальном, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 данного Положения основной задачей отделения является организация работы по заселению военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в жилые помещения Министерства обороны Российской Федерации. Для выполнения указанной задачи отделение, наряду с иными, осуществляет следующие функции: принятие решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договору социального найма; прием от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) заявлений и документов для принятия решений о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства; вынесение решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Как видно из материалов административного дела, истец назначен на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания 24 июня 2001 года, в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части N и его выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 24 июля 2013 года Дудкин признан находящимся на иждивении у Коршунова и включен в его личное дело как член семьи военнослужащего. Административный истец и члены его семьи, в том числе и Дудкин, с 2007 года зарегистрированы и проживают совместно по адресу служебного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Дудкин обладает статусом члена семьи нанимателя жилого помещения - Коршунова и обоснованно признал незаконным решение начальника территориального отделения, составленное в виде письменного сообщения от 03 октября 2016 года N 37-19/1403/16 об отказе Коршунову в принятии сына его супруги от другого брака Дудкина А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и возложил на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Дудкина А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2016 года по административному исковому заявлению Коршунова ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.