Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 января 2017 г. по делу N 33а-49/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей: ФИО3, ФИО7,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя административного истца ФИО5, представителя командира войсковой части N ФИО6 в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в признании нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя командира войсковой части N ФИО6 в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО5, возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ проживает в служебном жилом помещении по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией Главного военного клинического госпиталя МВД России ФИО1 признан ограниченно годным к военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, имеющий выслугу в календарном исчислении более 10 лет, подал рапорт о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения, ошибочно заполнив форму о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также рапорт об увольнении с военной службы с оставлением в списках военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал надлежаще оформленный рапорт о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, а с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 узнал, что поданный в ДД.ММ.ГГГГ г. рапорт утерян, поэтому ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился с рапортом о принятии его на жилищный учет.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ( N), которое было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в принятии на жилищный учет, так как он не является военнослужащим.
Не соглашаясь с решением жилищной комиссии, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к командиру войсковой части N, от которого ДД.ММ.ГГГГ получил извещение, в котором сообщалось о рассмотрении его рапорта на очередном заседании жилищной комиссии воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ( N);
- обязать указанный выше жилищный орган и должностное лицо отменить упомянутое решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в "адрес" или в "адрес".
Кроме того, административный истец просил взыскать с войсковой части N в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины - 300 рублей и оплатой услуг представителя - 45000 рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ( N), и обязал жилищный орган и должностное лицо отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания (в "адрес" или в "адрес").
Суд взыскал с войсковой части N в пользу ФИО1 судебные расходы, уплаченную государственную пошлину - 300 рублей расходы по уплате услуг представителя - 20000 рублей, отказав в удовлетворении возмещения судебных расходов в большем размере.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N ФИО6 выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ФИО1.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно об отказе в признании его нуждающимся в получении жилого помещения. С административным иском ФИО1 обратился в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, административный истец без уважительных причин пропустил срок на обращение в суд.
Обращает внимание, что истец к заявлению, поданному в жилищную комиссию воинской части, не приложил документы, определенные подп. "б" п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (выписку из послужного списка, справки о прохождении военной службы, и т.д.).
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела видно, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ поступил в военное училище, в ДД.ММ.ГГГГ его окончил и непрерывно проходил службу. В связи с признанием его ограниченно годным к военной службе, ФИО1 приказом командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N л/с уволен с военной службы, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N с/ч исключен с 1 марта из списков личного состава воинской части, при календарной выслуге 17 лет и 7 месяцев.
Таким образом, поскольку ФИО1 был представлен к увольнению с военной службы по состоянию здоровья и календарная выслуга у него составляла более 10 лет, то при увольнении он вправе был претендовать на получение жилого помещения для постоянного проживания по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 ст. 15 Закона, военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 ст. 15 Закона у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается), с приложением соответствующих документов.
Пунктом 18 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.
В силу пунктов 19, 22 и 26 названной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию.
Из рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что он согласился уволиться с военной службы с оставлением в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав избранное место жительства "адрес" или "адрес", а также просил разрешить проживать ему вместе с членами семьи в служебном жилом помещении по адресу: "адрес".
Содержатся сведения о необеспеченности ФИО1 жилой площадью и в копии представления его к увольнению с военной службы.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был подан рапорт, ошибочно озаглавлен о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений специализированного жилищного фонда, а в ДД.ММ.ГГГГ эта ошибка была исправлена и рапорт был оформлен в соответствии с требованиями действовавшего в тот период порядка.
Вопреки требованиям ч. 11 ст. 222 КАС РФ, жилищной комиссией или командиром воинской части каких-либо доказательств, опровергающих доводы Гагарниова, в суд представлено не было.
Как верно отметил гарнизонный военный суд, право на получение жилого помещения от военного ведомства является одной из наиболее значимых социальных гарантий, предусмотренных для военнослужащих, и отсутствие доказательств, объективно свидетельствующих об осознанном отказе административного истца от реализации указанного права, по одним лишь формальным основаниям, таким как несоответствие рапорта установленной форме или представление не всех предусмотренным действующим порядком документов, он не может быть лишен права на жилищное обеспечение.
При таких обстоятельствах, с учетом документально подтвержденных сведений о желании ФИО1 быть принятым на жилищный учет, командование и жилищная комиссия обязаны были принять все зависящие от них меры по устранению формальных обстоятельств, препятствующих разрешению данного вопроса до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, путем сообщения административному истцу о допущенных им нарушениях в действующей процедуре принятия на жилищный учет.
Поскольку в период военной службы ФИО1 приобрел право претендовать на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания и выразил свое желание на его реализацию, а вопрос включения его в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, своевременно разрешен не был только по формальным причинам, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу, что административный истец и члены его семьи в настоящее время имеют право претендовать на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания за счет военного ведомства, и обоснованно признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ( N), возложив на неё обязанность, повторно рассмотреть вопрос о принятии истца на жилищный учет.
Надлежащая оценка дана судом первой инстанции доводу представителя командира воинской части, относительно пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, признав его уважительным, поскольку командир войсковой части N в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 сообщил, что заявление о принятии его на жилищный учет будет рассмотрено жилищной комиссией, однако остается нерассмотренным до настоящего времени.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению, а правильное по существу решение отмене, не подлежат.
Руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.