Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 января 2017 г. по делу N 33а-52/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Коронца А.А. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О.,
с участием административного истца Коробко М.А., его представителя по ордеру - адвоката Чистовой И.Е., представителей административных ответчиков по доверенностям: руководителя Службы организационно-кадровой работы ФСБ России (далее - СОКР ФСБ России) - Цветкова А.С. и начальника Управления ФСБ России по Ярославской области - Горячих О.В., а также прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа "данные изъяты" юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 24 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего названного Управления "данные изъяты" Коробко ФИО11 об оспаривании действий руководителя СОКР ФСБ России и начальника Управления ФСБ России по Ярославской области, связанных с увольнением административного истца с военной службы и исключением его из списков личного состава части.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков, возражавших против её удовлетворения, и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, военнослужащий Управления ФСБ России по Ярославской области Коробко за нарушение требований статьи 16.1 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", выразившееся в управлении Ярославской Региональной Общественной организацией Спортивным клубом "Экстремальные виды спорта" (далее - ЯРОО Спортивный клуб "Экстремальные виды спорта", 6 июля 2016 года на основании приказа руководителя СОКР ФСБ России был уволен с военной службы в запас по подпункту "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и приказом начальника Управления ФСБ России по Ярославской области от 18 августа 2016 года - исключен из списков личного состава. Полагая, что его права были нарушены, Коробко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просил:
-признать незаконным и отменить приказ руководителя СОКР ФСБ России от 6 июля 2016 года N N в части, касающейся его увольнения с военной службы;
-признать незаконным и отменить приказ врио начальника Управления ФСБ России по Ярославской области от 18 августа 2016 года N N в части, касающейся его исключения из списков личного состава Управления.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Коробко отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что действующее законодательство не содержит запрета для военнослужащих ФСБ России быть учредителями, членами или участниками, а также выступать представителями по доверенности некоммерческих организаций, в том числе и общественных объединений в форме общественной организации. Военнослужащим запрещено участвовать в управлении организациями. 20 января 2011 года решением общего собрания членов клуба сформирован постоянно действующий коллегиальный орган управления некоммерческой организацией, членом которого он не является. Какие-либо запреты и ограничения, предусмотренные законом, он не нарушал.
Автор жалобы полагает, что представительство на основании доверенности не может быть расценено, как участие в управлении этой организацией, так как это самостоятельная разновидность гражданско-правовых отношений, предусматривающая ограниченное доверенностью полномочие лица действовать от имени и в интересах другого лица.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В статье 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, закреплено, что военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К общим обязанностям военнослужащего, помимо прочего, относится строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников).
Аналогичные положения нашли своё отражение и в статье 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями (за исключением участия в управлении некоммерческой организацией на безвозмездной основе, если это обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности, либо участия в общем собрании членов некоммерческой организации), заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.
Согласно подпункту "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны.
Как усматривается из имеющихся в деле доказательств, Коробко проходил военную службу по контракту в Управлении ФСБ России по Ярославской области с июня 2003 года. 21 мая 2010 года на общем собрании учредителей ЯРОО Спортивный клуб "Экстремальные виды спорта" административный истец был избран в правление организации, соучредителем которой он также являлся. Правление является постоянно действующим руководящим органов организации, осуществляет права юридического лица от имени организации и исполняет её обязанности в соответствии с принятым уставом. На общем собрании членов клуба 20 января 2011 года правление вышеуказанной организации было переизбрано, при этом Коробко в него не вошёл. Вместе с тем, в октябре 2013 года ему была выдана сроком на три года доверенность на представление интересов клуба с правом: вести переговоры на предмет заключения сделок; получать документы; подавать заявления в государственные (судебные, исполнительные, регистрационные и т.д.) и иные органы; подписывать от имени клуба договоры; сдавать и получать документы в налоговых органах; использовать имущество и инвентарь клуба; расписываться и совершать иные законные действия, связанные с получением лицензии и других разрешительных документов в органах внутренних дел; купли-продажи спортивного оружия и иного имущества принадлежащего клубу; выполнение иных разрешительных законом действий с оружием и имуществом клуба. На основании указанной доверенности административный истец в период с 2013 по 2016 года заключал договора купли-продажи, соглашения о зачёте встречных однородных требований, беспроцентного займа, представлял интересы организации в суде. В этой связи, командование пришло к выводу, что Коробко нарушены требования статьёй 16.1 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", в связи с чем, приказом руководителя СОКР ФСБ России от 6 июля 2016 года N N административный истец был уволен с военной службы в запас по подпункту "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а приказом начальника Управления ФСБ России по Ярославской области от 18 августа 2016 года N N - исключен из списков личного состава.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Коробко в нарушение действующего законодательства до 20 января 2011 года входил в состав правления некоммерческой организации, что не было обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности, а в дальнейшем хоть и был исключен из числа правления, но фактически совершал действия, свидетельствующие о принятии им непосредственного участия в таком управлении, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемых действий воинских должностных лиц, обоснованно отказав бывшему военнослужащему в удовлетворении его требований.
Доводы жалобы о том, действующим законодательством не запрещено выступать представителями по доверенностям некоммерческих организаций, судебная коллегия находит несостоятельными, так как административным лицом самостоятельно принимались решения, касающиеся деятельности и функционирования организации, то есть он фактически принимал участие в управлении данной некоммерческой организацией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 24 октября 2016 года по административному исковому заявлению Коробко ФИО11 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.