Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 января 2017 г. по делу N 33а-6/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО10,
судей: ФИО12 ФИО9,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца ФИО1 и представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N старшего лейтенанта "данные изъяты" ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N ФИО6 на решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика ФИО1 об оспаривании действий жилищной комиссии и командира вышеуказанной воинской части, связанных с отказом принять на учет нуждающихся в жилье ее внучку.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя жилищной комиссии и должностного лица в обоснование апелляционной жалобы, доводы административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года проходит военную службу в войсковой части N в воинском звании "прапорщик". В ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в служебном жилом помещении, в ДД.ММ.ГГГГ оно было ей предоставлено по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью 36,8 кв.м., в котором она была зарегистрирована и проживает вместе со своей дочерью ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 обратилась с рапортом в жилищную комиссию войсковой части N о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении членов ее семьи - ФИО7 и ее дочери ФИО8 (внучки административного истца N года рождения).
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ее дочь - ФИО7 принята на такой учет, а в принятии на учет нуждающихся в жилье ее внучки - ФИО8 административному истцу отказано, поскольку ФИО8 не является членом семьи истца и была вселена в вышеуказанное жилое помещение, как член семьи ФИО7 При этом ее внучка временно зарегистрирована в данном жилом помещении по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до окончания срока окончания контракта о прохождении военной службы истца.
Полагая свои права нарушенными, ФИО11 обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ей в принятии на учет нуждающихся в жилье члена ее семьи внучки ФИО8, незаконным, в связи с чем указанную обязать жилищную комиссию принять на учет нуждающихся в жилье в качестве члена ее семьи ФИО8, а командира войсковой части N утвердить такое решение.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО11 удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях члена семьи ее внучки - ФИО8 и обязал жилищную комиссию рассмотреть вопрос о постановке внучки - ФИО8 на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена семьи истца. Кроме того, суд взыскал с войсковой части N в пользу ФИО11 в счет возмещения понесенных судебных расходов 7300 рублей.
В удовлетворении заявления в остальной части и взыскании расходов на большую сумму суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления полностью.
В обоснование жалобы он указывает, что в рапорте ФИО11 ходатайствовала перед командованием воинской части о регистрации ФИО8 в спорном жилом помещении не указано, что она просит ее зарегистрировать по месту пребывания в качестве члена своей семьи.
Ссылаясь на пункты 115 и 116 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N, настаивает, что обращения ФИО11 к наймодателю с просьбой разрешить регистрацию ФИО8 по адресу предоставленного ей служебного жилого помещения носит формальный характер и не должен расцениваться как вселение внучки нанимателем в качестве члена своей семьи.
Обращает внимание, что административным истцом не приведено доказательств факта ведения с внучкой совместного хозяйства, а пунктом 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов па приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
В заключение автор жалобы указывает, что в протоколе заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что в состав семьи ФИО11 имеют право учитываться дочь и внучка, при условии их совместного проживания, поскольку указанный вывод содержится в мотивировочной части протокола, а не в резолютивной, в силу чего, должностные лица воинской части, а также члены жилищной комиссии не связаны таким решением в будущем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса РФ. Судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения и лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
С учетом ч. 1 ст. 69 и ч. ч. 1 и 6 ст. 100 ЖК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя служебного жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Из материалов дела усматривается, что нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", является ФИО11, которая была вселена в это помещение вместе с членом своей семьи - дочерью, зарегистрированы в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Рапортом от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части N ФИО11 ходатайствовала о регистрации ее внучки ФИО8 в вышеуказанной "адрес" в качестве члена ее семьи и принять её на учет нуждающихся в жилье, так как она зарегистрирована в указанной квартире.
При таких обстоятельствах военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку внучка истца вселена в занимаемое жилое помещение в качестве члена ее семьи, то основания для отказа в признании её членом семьи истца и как следствие нуждающейся в жилье вместе с ФИО11, отсутствуют, в связи с чем суд правильно обязал жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть вопрос о принятии внучки истца на учет нуждающихся в жилье в качестве члена ее семьи.
Приходя к такому выводу, гарнизонный военный суд верно учитывал, что решением жилищной комиссии воинской части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и её дочь признаны нуждающимися в жилье для постоянного проживания в городе "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, а решением этой же комиссии установлена возможность включения внучки в состав семьи истца в случае установления факта их совместного проживания, что подтверждается объективными доказательствами по делу.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.