Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу представителя Александровой Е.М. - Ильина А.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Александровой Е.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - УПФ РФ в г.Чебоксары) N от 29.09.2016 Александровой Е.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего медицинского стажа работы. Специальный стаж комиссией установлен в 24 года 05 месяцев 2 дня.
В специальный стаж не были включены:
- периоды работы в должности фельдшера в бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения Чувашской АССР с 24.03.1986 по 01.04.1991 (в том числе с 11.12.1986 по 16.11.1987, с 12.02.1989 по 03.12.1989, с 16.04.1990 по 17.12.1990 нахождения в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет);
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21.04.1997 по 10.06.1997, с 21.01.2003 по 07.03.2003, с 13.03.2013 по 13.04.2013;
- дни, предоставляемые донорам, с 01.10.2015 по 02.10.2015;
- периоды работы с 01.07.2016 по 18.09.2016 в должности заведующего фельдшерским здравпунктом, фельдшера БУ ЧР "Городской клинический центр" Министерства здравоохранения ЧР.
Не согласившись с указанным решением, Александрова Е.М. обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение УПФ РФ в г.Чебоксары от 29.09.2016 незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19.09.2016.
В судебном заседании представитель истца Ильин А.В. исковые требования поддержал.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13.12.2016 постановлено:обязать УПФ РФ в г. Чебоксары включить Александровой Е.М. в специальный страховой стаж в календарном порядке периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 21.04.1997 по 10.06.1997, с 21.01.2003 по 07.03.2003, с 13.03.2013 по 13.04.2013; дни, предоставляемые донорам, с 01.10.2015 по 02.10.2015; работы с 01.07.2016 по 18.09.2016 в должности заведующего фельдшерским здравпунктом, фельдшера БУ ЧР "Городской клинический центр" Министерства здравоохранения ЧР. В удовлетворении исковых требований Александровой Е.М. к УПФ РФ в г. Чебоксары об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы в должности фельдшера в бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения Чувашской АССР с 24.03.1986 по 01.04.1991 (в том числе с 11.12.1986 по 16.11.1987, с 12.02.1989 по 03.12.1989, с 16.04.1990 по 17.12.1990 нахождения в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет), назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.09.2016, отказать. Взыскать с УПФ РФ в г. Чебоксары в пользу Александровой Е.М. расходы по госпошлине в размере 300 руб.
На указанное решение представителем Александровой Е.М. Ильиным А.В. подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности в части отказа в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывается, что бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения подпадает под список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Вывод суда о том, что истицей не выполнялись обязанности, непосредственно связанные с осуществлением лечебной деятельности, и с тем, что наименование учреждения свидетельствует о статистическом характере работы, являются ошибочными. Истица перед устройством на работу на должность фельдшера бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения Чувашской АССР окончила Чебоксарское медицинское училище, где получила специальность фельдшера, после чего была направлена Министерством здравоохранения Чувашской АССР на работу в бюро медицинской статистики. Перечисляя должностные обязанности фельдшера, указанные в "Тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда социального развития Российской Федерации "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации от 27.08.1997 N 43, полагают, что Александрова Е.М. не могла осуществлять никакие иные должностные обязанности, не предусмотренные специальностью.
В судебное заседание истица Александрова Е.М., представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является обоснованность отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы Александровой Е.М. в должности фельдшера в бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения Чувашской АССР с 24.03.1986 по 01.04.1991; отказа в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ.
Как следует из трудовой книжки, справки N от 17.02.2016, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, в период с 24.03.1986 по 01.04.1991 Александрова Е.М. работала фельдшером в бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения Чувашской АССР (в том числе с 11.12.1986 по 16.11.1987, с 12.02.1989 по 03.12.1989, с 16.04.1990 по 17.12.1990 находилась в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет).
Согласно ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. "н" ч.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года).
Для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 подлежит применению Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Досрочные страховые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Поскольку лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено законодательством не всем медицинским работникам.
Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в должностях и учреждениях, указанных в Списках, утвержденных вышеназванными постановлениями.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и наличием должности и организации в соответствующих Списках.
В вышеуказанных Перечне учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет от 17.12.1959 N 1397 и Списке 2002 года указана должность "фельдшер", однако такое учреждение, как Бюро медицинской статистики Министерства здравоохранения не предусмотрено.
Приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 N 715 "О дополнительных мерах по улучшению нормирования труда в здравоохранении" утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, в которой "бюро медицинской статистики" также не поименовано.
Исходя из совокупности имеющихся по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работа Александровой Е.М. в должности фельдшера бюро медицинской статистики не дает возможности рассматривать эту деятельность, как работу в должности фельдшера в учреждении здравоохранения, предусмотренную Списками и дающую право на назначение досрочной пенсии, в связи с чем, правильно отказал в удовлетворении исковых требований за указанные выше периоды.
Ссылки на Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" от 27.07.1997 N 43 не могут повлечь отмену решения суда, поскольку доказательств выполнения перечисленных в них обязанностей, (которые были бы предусмотрены должностной инструкцией фельдшера, либо Положением об организации деятельности Бюро медицинской статистики и пр.), истицей в материалы дела не представлено.
Представленные в материалы дела копии штатных расписаний, тарификационных списков, не свидетельствуют о выполнении Александровой Е.М. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Иных правовых доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Поскольку у истицы на дату обращения за назначением пенсии отсутствовал требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судебная коллегия находит требования о возложении обязанности назначить и выплачивать ей досрочную пенсию с даты обращения не подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Александровой Е.М. - Ильина А.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.