Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
Судей Филимоновой И.В. , Стародубцевой Л.И.,
при секретаре Степановой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Никитиной А.Д. к администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики о признании отказа в постанове на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Никитиной А.Д. - Макаровой Г.А. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 07 ноября 2016г., которым в удовлетворении исковых требований Никитиной А.Д. отказано.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя истца Никитиной А.Д. - Макаровой Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя ответчика администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики Васильевой Е.Ф., Степанова Л.Д., представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Ионовой Н.К., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Никитина А.Д. обратилась в суд с иском к администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивировала тем, что 19 апреля 2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны. Письмом от 04 мая 2016 г. N ей сообщено об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны со ссылкой на то, что ее муж ФИО1 не проходил военную службу в составе действующей армии. Данный отказ считает незаконным, поскольку она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, что подтверждается удостоверением серии ... N, согласно которому она как член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в соответствии с подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на меры социальной поддержки. Дом "адрес", в котором проживает Никитина А.Д., является непригодным для проживания в связи с физическим износом дома свыше 77,4%.
Основываясь на изложенных в иске обстоятельствах, Никитина А.Д. просит суд признать незаконным отказ администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от 04 мая 2016г. N; признать Никитину А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий; возложить обязанность на администрацию Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики принять её на учет и включить в списки на улучшение жилищных условий и получение мер социальной поддержки как вдову участника Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета с 04 мая 2016 г.; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины и все понесенные ею судебные расходы, в том числе расходы на представителя.
В судебное заседание истец Никитина А.Д., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явились, реализовала свое право на участие в суде через представителя.
Представитель истца Никитиной А.Д. - Макарова Г.А. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представители ответчика администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики Васильева Е.Ф., Васильев Б.Н. в удовлетворении исковых требований просили отказать, указав, что письмо от 04 мая 2016 г. N не является официальным документом об отказе в постановке на учет. Кроме того, на основании постановления от 26 июля 2016 г. Никитина А.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, как проживающая в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания. Полагают, что в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" Никитина А.Д. не имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, кроме случая выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения, как вдова участника Великой Отечественной войны - военнослужащего, проходившего военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Представитель третьего лица КУ Чувашской Республики " Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Семенова Т.К. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что в их полномочия не входит предоставление жилья. Никитина А.Д. имеет удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 07 ноября 2016 г. исковые требования Никитиной А.Д. к администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности принять её на учет и включить в списки на улучшение жилищных условий и получение мер социальной поддержки как вдову участника Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета с 04 мая 2016 г. оставлены без удовлетворения.
Указанное решение суда обжаловано представителем истца Никитиной А.Д. - Макаровой Г.А. по мотиву незаконности, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права (статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 01 февраля 2017г. постановленоперейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по иску Никитиной А.Д. к администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьего лица судебной коллегией привлечено Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Никитиной А.Д. - Макарова Г.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Также просит взыскать заявленные в исковом заявлении судебные расходы (расходы на представителя и уплаченную госпошлину).
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представители ответчика администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики Васильева Е.Ф., Степанов Л.Д. в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать. При этом поясняли, что нуждаемость Никитиной А.Д. в улучшении жилищных условий не оспаривают, более того, Никитина А.Д. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением администрации Бишевского сельского поселения от 26 июля 2016г. на общих основаниях в соответствии с п.3 части 1 ст. 51 ЖК РФ, т.к. жилой дом по месту ее проживания признан непригодным для постоянного проживания. Отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ обусловлен только тем, что супруг истца являлся участником ВОВ как проходивший военную службу в воинских частях в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, не входивших в состав действующей армии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Ионова Н.К. полагала апелляционную жалобу необоснованной. При этом пояснила, что органы местного самоуправления только принимают вдов участников ВОВ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако включение их в сводные списки на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета возложено на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, права и интересы которого затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что супруг истца ФИО1 имел статус участника Великой Отечественной войны и относился к категории военнослужащих, названных в подп. "з" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Согласно подпункту "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, не входивших в состав действующей армии; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Меры социальной поддержки участников ФОВ как военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год не менее шести месяцев в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, предусмотрены статьей 17 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно пункта 4 статьи 17 Федерального закона "О ветеранах" военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Как следует из дела, Никитина А.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 названного выше Федерального закона.
В соответствие со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, предоставляются меры социальной поддержки. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения
По смыслу названной нормы лица, не являющиеся ветеранами, а отнесенные законодателем к иной категории граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обладают самостоятельным, а не производным правом на предоставление мер социальной защиты и данное право не зависит от объема прав ветерана.
Меры социальной поддержки вдовам участников ВОВ прямо перечислены в ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", которая не подразделяет вдов участников ВОВ по различным категориям и не отсылает на статьи 14,15, 17 федерального закона. Соответственно вдовы участников ВОВ по характеру предоставляемых мер социальной поддержки имеют единый статус.
Вопреки суждению суда, эти меры не являются производными от мер социальной поддержки, которыми обладал бы участник Великой Отечественной войны при жизни. Выводы суда первой инстанции о том, что статья 21 Федерального закона "О ветеранах" должна толковаться в системной взаимосвязи со статьями 15, 17 указанного Закона, основана на неверном толковании норм материального права.
Необходимость применении аналогии закона в данном случае не требуется, поскольку Федеральный закон от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" содержит специальную норму, определяющую права членов семьи (вдов) умершего участника Великой Отечественной войны - статья 21. Аналогичная позиция по применению нормы материального права изложена в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2015г. по делу N43-КГ15-3.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Президент Российской Федерации постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из буквального содержания указанного выше Указа Президента Российской Федерации следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Исходя из изложенного основаниями для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее приведенной учетной нормы, либо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Положения пункта 1 статьи 4, статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, установленные ст.ст. 14, 15, и 21 Федерального закона "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Никитина А.Д. являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах" (подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона), что подтверждается удостоверением серии В-II N, выданным 15 февраля 2016 г. (л.д. 9).
19 апреля 2016 г. Никитина А.Д. обратилась в администрацию Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Администрацией Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики в письме от 04 мая 2016 г. за N истцу сообщено об отсутствии оснований для обеспечения её жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", поскольку её супруг ФИО1 проходил службу в Советской Армии с 10 января 1944 г. по 20 ноября 1950 г. в части ... полка ... войск НКВД, ... полка ... войск НКВД, ... полка ... войск МВД, не входящих в состав действующей армии, ссылаясь на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010г. N10496-СК/07.
При этом на основании этого же заявления Никитиной А.Д. от 19.04.2016г. администрацией сельского поселения предложено представить дополнительно заключение межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого дома "адрес" (по месту проживания).
Заключением межведомственной комиссии от 18 июля 2016г. жилой дом "адрес" признан непригодным для проживания (л.д. 41). Указанный непригодный для проживания жилой дом принадлежит ФИО2 на основании договора дарения от 30 июня 2010г., осуществленного ему самой ФИО2. В жилом доме Никитина А.Д. постоянно проживает одна и зарегистрирована в качестве постоянного места жительства с 2001г.
Как усматривается из дела, постановлением администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от 26 июля 2016 г. N Никитина А.Д. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, на общих основаниях в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений". При этом постановка на учет имело место по заявлению Никитиной А.Д. от 19 апреля 2016г. после представления ею заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания.
Нуждаемость Никитиной А.Д. в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.
Не согласившись с отказом администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от 04 мая 2016 г ... об отказе в постановке на учет в улучшении жилищных условий как вдову участника ВОВ, Никитина А.Д. обратилась в суд настоящими исковыми требованиями.
Поскольку Никитина А.Д. является вдовой участника ВОВ, имеет права на меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о возложении на администрацию Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики обязанности поставить Никитину А.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны с 18 июля 2016 г. (со дня подачи заявления о постановке на учет с представлением полного пакета документов, включая заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания).
В соответствии с п.4 части 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007г. N289 (в ред. от 27 января 2016г.) "О порядке предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "Социальной защите инвалидов в Российской Федерации" сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан осуществляется Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики. Сводный список формируется Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики на основании сведений о гражданах, представленных органам местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат производится в порядке очередности.
Органы местного самоуправления не осуществляют функции по включению граждан указанной категории в списки на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Соответственно в части исковых требований Никитиной А.Д. о включении ее в списки на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета администрация Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики является ненадлежащим ответчиком.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Интересы истца в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела представляла Макарова Г.А. В соответствии с договором об оказании юридических услуг по расписке от 14 мая 2016г. истцом оплачены услуги представителя в размере ... руб. Исходя из характера рассматриваемого спора, длительность его рассмотрения в суде, удовлетворения одного из заявленных требований, объема работ, выполненных представителем, требования разумности и справедливости, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики в пользу Никитиной А.Д. расходы на оплату услуг представителя в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб.
В порядке статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, ч.5 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 07 ноября 2016 г. отменить и принять по делу новое решение:
Признать незаконным отказ администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики, изложенный в письме от 04 мая 2016 г. N.
Возложить на администрацию Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики обязанность поставить Никитину А.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны с 18 июля 2016 г.
В удовлетворении исковых требований Никитиной А.Д. о возложении на администрацию Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики обязанности включить ее в списки на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отказать.
Взыскать с администрации Бишевского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики в пользу Никитиной А.Д. расходы на оплату услуг представителя в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., расходы по госпошлине в размере 300 (триста) руб.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.