Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Ваулина А.А. и Гринюк М.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Чуркина О. А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2016 года, которым в удовлетворении искового заявления Чуркина О. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет с даты подачи заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чуркин О.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл) о признании незаконным решения об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет с даты подачи заявления - с 5 июня 2015 года.
В обоснование иска указал, что проходил службу в должности младшего инспектора отдела охраны федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл). Общая продолжительность службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составляла более 14 лет. 5 июня 2015 года Чуркин О.А. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением и приложенными к нему документами о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл от 24 июля 2015 года ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что его рапорт оформлен с нарушением требований, предусмотренных законом, а также отсутствуют документы, предусмотренные подпунктом "и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369. Полагает данный отказ незаконным.
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 года признано незаконным решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл об отказе в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл возложена обязанность поставить Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 05 июня 2015 года. С Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл в пользу Чуркина О.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 января 2016 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
3 ноября 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2016 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 3 ноября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 января 2016 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Чуркин О.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что рапорт и приложенные к нему документы соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо Чуркина С.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. В установленном порядке о необходимости обеспечения своего участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судебную коллегию не уведомила. В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав Чуркина О.А., его представителя С.., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ш.., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ
"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря
2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от
30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря
2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от
30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Судом первой инстанции установлено, что Чуркин О.А. проходил службу в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 14 лет 10 месяцев 18 дней.
5 июня 2015 года Чуркин О.А. обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от 24 июля 2015 года N 2 заседания комиссии УФСИН России по Республике Марий Эл по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Марий Эл, подчиненных ему учреждений и сотрудникам, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний и дислоцирующихся в Республике Марий Эл, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия УФСИН России по Республике Марий Эл) Чуркину О.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Основанием для отказа послужило несоответствие рапорта Чуркина О.А. требованиям, предусмотренным приложением N 1 к Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты, утвержденному приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N " ... ", отсутствие документов, указанных в подпункте "и" пункта 5 Правил.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом представлен рапорт (заявление) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заполненный с нарушением установленных требований, приложенные к нему документы содержат неполные, противоречивые сведения, поэтому УФСИН России по Республике Марий Эл обоснованно отказало в постановке Чуркина О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В качестве нарушения требований действующего законодательство при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты суд первой инстанции указал, что в заявлении (рапорте) Чуркина О.А. в графе "состав семьи" указано "женат", при этом остальные графы, в которых отражаются сведения о супругах и детях не заполнены; в разделе о наличии жилых помещений, занимаемых им и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности указаны в качестве членов семьи Чуркина С.В., Ч.., Ч.., зарегистрированные по адресу: "адрес"; заявление не подписано лицами, указанными истцом в качестве членов семьи; Чуркиным О.А. указаны в качестве членов семьи Чуркина С.В., Ч.., Ч.., не проживающие совместно с ним; не приведены сведения о собственнике жилого помещения, в котором он проживает по адресу: г "адрес".; в приложенных к заявлению Чуркина О.А. документах имелись противоречия в части наличия у
Чуркиной С.В. 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (согласно выписке от 19 мая 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовали сведения о наличии у Чуркиной С.В. прав на объекты недвижимого имущества, при этом к заявлению приложена копия свидетельства о государственной регистрации права " ... " от 15 августа 2001 года на 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:
" ... " в отношении Чуркиной С.В. не были представлены сведения из органов технической инвентаризации и технического учета о наличии или отсутствии у нее жилых помещений на праве собственности, приобретенных по месту рождения в г. " ... ".
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворении иска и с толкованием нормативных актов, которое было дано судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Чуркина О.А. не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чуркина О. А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи А.А. Ваулин
М.А. Гринюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.