Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Моркинского района Республики Марий Эл на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в отношении муниципального учреждения "Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" об оборудовании здания муниципального дошкольного образовательного учреждения "Моркинский детский сад N 1" системой видеонаблюдения удовлетворить;
обязать муниципальное учреждение "Отдел по образованию и делам
молодежи администрации муниципального образования "Моркинский
муниципальный район" (ИНН "N" ОГРН "N", дата регистрации 17 октября 2001 года) обеспечить оборудование здания муниципального дошкольного образовательного учреждения "Моркинский детский сад N 1" системой видеонаблюдения в срок до 1 января 2018 года;
исковые требования прокурора Моркинского района Республики Марий Эл к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Моркинский детский сад N 1" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Моркинского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район", муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Моркинский детский сад N 1" (далее - МДОУ "Моркинский детский сад
N 1") о возложении солидарной обязанности оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Моркинского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МДОУ "Моркинский детский сад N 1", в ходе которой установлено отсутствие в здании дошкольного образовательного учреждения системы видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, на антитеррористической устойчивости объекта, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Моркинского района Республики Марий Эл просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к МДОУ "Моркинский детский сад
N 1", возложив на МДОУ "Моркинский детский сад N 1" наряду с муниципальным учреждением "Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" обязанность оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения, поскольку в силу действующего законодательства указанная обязанность возложена также и на образовательную организацию. Выполнение МДОУ "Моркинский детский сад N 1" определенных мер, направленных на установку системы видеонаблюдения, не освобождает их от данной обязанности, поскольку на сегодняшний день система видеонаблюдения не установлена.
Представитель МДОУ "Моркинский детский сад N 1" на рассмотрение представления в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело апелляционному представлению в его отсутствие.
Заслушав прокурора Полозову Т.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к МДОУ "Моркинский детский сад N 1", по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к МДОУ "Моркинский детский сад N 1", суд первой инстанции исходил из того, что установка системы видеонаблюдения является обязательной в силу закона, в тоже время этим дошкольным образовательным учреждением выполнены все зависящие от него меры по выполнению возложенной обязанности по установлению в задании детского сада системы видеонаблюдения: составлена проектно-сметная документация, заключен договор на выполнение работ, осуществлен запрос финансовых средств, однако финансирование работ за счет средств местного бюджета не произведено.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктами 7 и 13 статьи 2 названного Федерального закона основными принципами противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года (далее - Концепция противодействия терроризму), установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с пунктом 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своего бюджета.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение зашиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства обязанность по совершению действий, направленных на противодействие терроризму при организации образовательного процесса, к которым, в том числе, отнесены действия по установлению в помещении образовательной организации системы видеонаблюдения, возлагается как на органы местного самоуправления, так и на образовательные организации.
Из дела видно, что при проведении прокуратурой Моркинского района Республики Марий Эл проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в МДОУ "Моркинский детский сад N 1" установлено, что здание, занимаемое детским садом, расположенное по адресу: "адрес", не оборудовано системой видеонаблюдения.
Согласно пункту 2.1 Устава МДОУ "Моркинский детский сад N 1" учредителем Учреждения является муниципальное образование "Моркинский муниципальный район". Функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное учреждение "Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район" в пределах установленных полномочий (пункт 2.2 Устава).
Судом не учтено, что выполнение МДОУ "Моркинский детский сад N 1" определенных мер, таких, как составление проектно-сметной документации, заключение договора на выполнение работ, запрос финансовых средств, не может повлечь за собой освобождение указанного дошкольного образовательного учреждения от выполнения обязанности по установке в здании детского сада системы видеонаблюдения, поскоку фактически эта обязанность надлежащим образом не исполнена.
Проведение МДОУ "Моркинский детский сад N 1" ряда подготовительных мероприятий до разрешения дела судом не означает, что после предоставления сред из бюджета муниципального образования действия по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения должны быть совершены каким-либо иным лицом без участия МДОУ "Моркинский детский сад N 1".
Учитывая, что на момент рассмотрения дела судом здание МДОУ "Моркинский детский сад N 1" не было оборудовано системой видеонаблюдения, суду первой инстанции необходимо было возложить исполнение данной обязанности как на муниципальное учреждение "Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район", так и на МДОУ "Моркинский детский сад N 1".
Отменяя решение суда в обжалуемой части, судебная коллегия принимает в этой части новое решение, которым возлагает на МДОУ "Моркинский детский сад N 1" обязанность оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения в срок до 1 января 2018 года. В остальной части решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от
21 декабря 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Моркинского района Республики Марий Эл к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Моркинский детский сад N 1".
Принять по делу в этой части новое решение, возложив на муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Моркинский детский сад N 1" обязанность оборудовать здание муниципального дошкольного образовательного учреждения "Моркинский детский сад N 1" системой видеонаблюдения в срок до 1 января 2018 года.
В остальной части решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.