Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Гринюк М.А. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жигалова Ю. В. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
прекратить действие права Жигалова Ю. В., "дата" рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии " ... " от 16 октября 2009 года, выданного ОГИБДД МО МВД России "Волжский" до получения им медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами.
Обязать Жигалова Ю. В., "дата" рождения, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии " ... " от 16 октября 2009 года в ОГИБДД МО МВД России "Волжский".
Взыскать с Жигалова Ю. В. в доход бюджета городского округа "Город Волжск" государственную пошлину в сумме
" ... ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Жигалову Ю.В., в котором просил прекратить действие права Жигалова Ю.В. на управление транспортными средствами до получения Жигаловым Ю.В. медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами, обязать Жигалова Ю.В. в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Жигалов Ю.В.,
"дата" рождения, имеет право на управление транспортными средствами категории "А", "В" на основании водительского удостоверения серии " ... " от 16 октября 2009 года. В то же время у него имеются медицинские противопоказания для управления транспортными средствами, " ... "
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Жигалов Ю.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Полагает, что отсутствуют основания для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Указывает на наличие у него ремиссии. Считает, что прокурором не представлено заключение врачебной комиссии о наличии у Жигалова Ю.В. противопоказаний к управлению транспортными средствами. По мнению подателя жалобы, заключение судебно-психиатрической комиссии экспертов от 15 ноября 2016 года не отвечает требованиям, предъявляемым к заключениям врачебных комиссий. Считает, что в отношении него должна была быть проведена комплексная судебная психолого-наркологическая экспертиза. Кроме того, указывает на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", на которое имеется ссылка в решении суда, утратило силу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, приводит доводы в пользу решения суда, считает его законным и обоснованным, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Жигалова Ю.В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения прокурора П.., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года
N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одним из условий допуска лица к управлению транспортными средствами является отсутствие у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона
"О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377.
Согласно названному Перечню, в числе медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, предусмотрен и алкоголизм. Водители транспортных средств допускаются к управлению транспортными средствами при стойкой ремиссии.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жигалов Ю.В. имеет водительское удостоверение " ... " на право управления транспортными средствами категории "А", "В" от 16 октября
2009 года (л.д. " ... ").
Согласно представленной в материалы дела справке Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Волжская ЦГБ" от
26 августа 2016 года и амбулаторной карте, Жигалов Ю.В. состоит на диспансерном учете в наркологическом кабинете с 2 квартала 2014 года с диагнозом " " ... "".
Из заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от
15 ноября 2016 года N " ... " следует, что Жигалова Ю.В. страдает психическим расстройством в форме " " ... "" (F10.202).
Удовлетворяя требования прокурора, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе рассмотрения дела по существу, суд первой инстанции, указал, что имеющееся у Жигалова Ю.В. заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика стойкой ремиссии, не представлено, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, может повлечь причинение в будущем вреда жизни, здоровью граждан, а также их имуществу, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, из которых видно, что у ответчика имеются медицинские противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, указанное заболевание в соответствии с положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При указанных обстоятельствах, у суда имелись достаточные фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований и прекращения действия предоставленного ответчику права на управление транспортными средствами.
Ссылки Жигалова Ю.В. в жалобе на отсутствие оснований для прекращения действия права на управление транспортными средствами, несостоятельны и опровергаются материалами дела, из которых следует, что ответчик состоит на диспансерном учете в связи с заболеванием, при котором действующим законодательством противопоказано управление транспортными средствами, что само по себе свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, а, соответственно, для неопределенного круга граждан. С диспансерного учета в установленном порядке Жигалов Ю.В. не снят.
Доказательств того, что ответчик не имеет противопоказаний к водительской деятельности, его состояние здоровья соответствует предъявляемым законом требованиям, не представлено. Заключение судебно-психиатрической комиссии экспертов от 15 ноября 2016 года N " ... " не содержит выводов о наличии у Жигалова Ю.В. стойкой ремиссии.
Довод жалобы о несоответствии заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от 15 ноября 2016 года требованиям, предъявляемым к заключениям врачебных комиссий, подлежит отклонению, поскольку в установленном законом порядке ответчиком оно не оспаривалось, следовательно, данное заключение обоснованно принято судом в качестве допустимого доказательства по делу. Кроме того, обследование ответчика, результаты которого отражены в заключении судебно-психиатрической комиссии экспертов, проведено на основании определения суда, при этом данное заключение медицинской комиссии содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы. Доказательств, которые бы поставили под сомнение обоснованность и правильность данного заключения, материалы дела не содержат.
Вопреки доводу жалобы Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года N 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля
1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" признано утратившим силу только в части утверждения Положения о порядке выдачи лицензий на деятельность по оказанию психиатрической помощи для государственных, негосударственных психиатрических, психоневрологических учреждений, частнопрактикующих врачей-психиатров. Положения вышеназванного Постановления, регулирующие спорные правоотношения, являются действующими на момент рассмотрения настоящего дела.
Иных доводов, которые могли бы привести к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Решение постановленосудом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от
16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жигалова Ю. В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи М.А.Гринюк
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.