Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Романове Р.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от "дата", которым постановлено:
удовлетворить административный иск Лепихова С. В., Лепиховой Е. С., Лепиховой Е. Н., действующей также в интересах несовершеннолетних " ... "С., " ... "С., к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Признать незаконным решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" об отказе Лепиховой Е.Н. в принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" в срок до 10 дней со дня вступления в законную силу решение суда устранить допущенные нарушения путем принятия семьи Лепиховых на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Обязать администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" сообщить об исполнении решения в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл, а также административным истцам в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
установила:
Лепихов С.В., Лепихова Е.С., Лепихова Е.Н., действующая также в интересах несовершеннолетних " ... "С., " ... " года рождения, и " ... "С., " ... " года рождения, обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (далее - КУМИ) об отказе в принятии многодетной семьи на учет с целью последующего предоставления в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование административные истцы указали, что "дата" они как многодетная семья, имеющая трех несовершеннолетних детей, обратились в КУМИ с заявлением о принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно.
В ответе от "дата", повторном ответе от "дата" им было сообщено об отказе в принятии на учет на том основании, что Лепихов С.В. ранее уже реализовал право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (подпункт 6 пункта 11 статьи 13 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-з "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл"), а также представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете (подпункт 4 пункта 11 статьи 13 указанного закона).
Административные истцы считают данный отказ незаконным, так как Лепихов С.В. оформил в долевую собственность земельный участок под индивидуальным жилым домом, полученным им в порядке наследования после смерти отца, который владел земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вследствие чего за Лепиховым С.В. и членами его семьи сохраняется право на получение земельного участка в собственность бесплатно по основанию принадлежности их семьи к категории многодетной семьи.
В связи с изложенным административные истцы просили суд обязать КУМИ принять их на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, как многодетную семью, с момента обращения к административному ответчику.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе КУМИ просит отменить решение суда, принять по делу противоположное решение, ссылаясь на пропуск истцами срока обращения в суд и необоснованные выводы суда относительно возможности приобретения семьей Лепиховых земельного участка в собственность бесплатно в ситуации, когда Лепихов С.В. уже ранее реализовал аналогичное право.
В возражениях на апелляционную жалобу административные истцы приводят доводы в поддержку решения суда, просят оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом, об его отложении не просили, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу положений статьи 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (пункт 1).
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ЗК РФ наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу статей 10 и 72 Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 ЗК РФ, действовавшего до 1 марта 2015 года, определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 февраля 2012 года N 523-О-О, от 25 февраля 2013 года N 193-О, от 24 декабря 2013 года N 2134-О, от 21 ноября 2013 года N 1831-О и др.).
Закон Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" в соответствии с ЗК РФ, иными федеральными законами устанавливает порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Республики Марий Эл, полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области земельных отношений, регулирует иные вопросы земельных отношений, отнесенные федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации.
В статье 10 указанного закона закреплены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно. В пункте 2 данной правовой нормы указаны постоянно проживающие на территории Республики Марий Эл граждане, имеющие трех и более детей, которым земельный участок предоставляется для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта; для ведения садоводства или огородничества на землях сельскохозяйственного назначения.
В статье 11 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года
N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" определены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.
В пункте 1 установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется однократно.
Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, предусмотренным федеральными законами или настоящим Законом, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из оснований (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 в отношении граждан, у которых имелись или имеются основания зарегистрировать право собственности на земельный участок, ранее предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно, установленные статьей 10 настоящего Закона, не применяются.
Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета определены в статье 13 Закона Республики Марий Эл "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", в силу которой в редакции по состоянию на момент обращения административных истцов с соответствующим заявлением в КУМИ, постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно (далее - также учет) в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 10 настоящего Закона, осуществляется по заявлению гражданина о принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (далее - заявление) (пункт 1).
Заявление подается гражданином или его представителем (законным или действующим на основании доверенности) в орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, по месту жительства гражданина, за исключением граждан, постоянно проживающих в городском округе "Город Йошкар-Ола" (пункт 2).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, супруги Лепиховы С.В. и Е.Н. имеют троих детей: " ... ", " ... " года рождения, " ... ", " ... " года рождения, " ... ", " ... " года рождения, постоянно проживают на территории Республики Марий Эл.
"дата" они, как многодетная семья, обратились в КУМИ с заявлением о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Письмом от "дата" "N" в постановке на учет им было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" с указанием, что Лепихов С.В. реализовал право однократного бесплатного приобретения земельного участка, оформив право собственности на земельный участок, расположенный в " ... ", "адрес".
Письмом от "дата" "N" заявителям повторно было отказано в постановке на учет по этому же основанию.
Суд первой инстанции, проанализировав положения ЗК РФ, Закона Республики Марий Эл "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", изучив представленные административными истцами документы: дополнительное свидетельство о праве на наследство по закону от 20 декабря 2012 года, свидетельство о государственной регистрации права от "дата", согласно которому Лепихов С.В. приобрел в собственность в порядке наследования " ... " долю в праве на земельный участок по указанному выше адресу для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь " ... ", пришел к выводу, что решение об отказе в принятии на учет граждан, имеющих трех и более детей, может быть принято только в случае, если гражданин ранее приобрел земельный участок в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", тогда как Лепихов С.В. приобрел право на " ... " долю в праве собственности на земельный участок в порядке наследования.
Судебная коллегия, соглашаясь по существу с решением суда, которым требования административных истцов признаны обоснованными, исходит из того, что по смыслу пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", оцениваемого во взаимосвязи с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установленные статьей 10 настоящего Закона случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно не применяются в отношении тех граждан, которые зарегистрировали право собственности на земельный участок, предоставленный лично им до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
В рассматриваемом случае, как правильно установилсуд первой инстанции, Лепихов С.В. приобрел право на " ... " долю в праве собственности на земельный участок, расположенный в "адрес", " ... ", "адрес", в порядке наследования, то есть лично ему земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения в установленном законом порядке и размере не предоставлялся. Именно это обстоятельство является ключевым при решении вопроса о том, было ли реализовано им ранее право однократного бесплатного приобретения земельного участка в собственность.
Таким образом, решение КУМИ об отказе в принятии семьи Лепиховых на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, вынесенное по мотивам, приведенным в ответах от "дата", "дата", основано на неправильном толковании положения пункта 3 статьи 11 Закона Республики Марий Эл "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл", которое ведет к нарушению прав административных истцов.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора сводятся к изложению позиции административного ответчика, которую он занимал в суде первой инстанции и которая не поддержана судом.
При этом иное толкование заявителем апелляционной жалобы норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела позволяют судебной коллегии сделать вывод о правильности выводов суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных административными истцами требований.
Обстоятельства пропуска административными истцами срока обращения в суд с административным иском, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), были изучены судом первой инстанции, который усмотрел основания для восстановления пропущенного срока, признав причины его пропуска уважительными, поскольку Лепиховы до обращения в суд предпринимали меры к установлению незаконности действий административного ответчика в ином порядке.
Оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции, который оценивает доказательства в соответствии с частью 1 статьи 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Судебной коллегией оснований для переоценки представленных в ходе судебного заседания доказательств не установлено.
Учитывая изложенное, решение принято судом первой инстанции при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренными статьей 310 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 7 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В. Попов
Судьи
И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.