судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
Председательствующего Терехиной Л.В.
судей Ирышковой Т.В., Лукьяновой О.В.
при секретаре Трофимовой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 декабря 2016 года, которым постановлено:
Иск Андреевой И.Н. удовлетворить.
Установить факт получения Андреевой И.Н. заработной платы в следующем размере: в феврале 1989 года - 320 рублей; марте 1989 года - 396 рублей; апреле 1989 года - 235 рублей; мае 1989 года - 321 рубля; июле 1989 года - 221 рубля, августе 1989 года - 435 рублей; октябре 1989 года - 210 рублей; ноябре 1989 года - 280 рублей; декабре 1989 года - 210 рублей; феврале 1990 года - 575 рублей; марте 1990 года - 436 рублей, апреле 1990 года - 363 рублей; июне 1990 года - 352 рублей; августе 1990 года - 529 рублей; сентябре 1990 года - 252 рублей; октябре 1990 года - 421 рубля, декабре 1990 года - 230 рублей.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области произвести перерасчет страховой пенсии Андреевой Ирины Николаевны на основании указанных сведений о размере заработной платы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
15 июня 2016 года Андреева И.Н., 7 июля 1961 года рождения, обратилась в УПФР в г.Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона РФ "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, которая ей назначена с 7 июля 2016 года бессрочно, при этом суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Андреевой И.Н. определен 10527,12 руб. в соответствии со ст. ст. 15,16 Федерального Закона РФ "О страховых пенсиях", при этом приняты во внимание, в том числе, сведения о заработной плате за период с 1987 по 1991 г.г. в Ленинском РК КПСС.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области N от 30 июня 2016 года Андреевой И.Н. отказано в исчислении страховой пенсии на основании данных о размере заработной платы, содержащихся в партийном билете.
Не согласившись с решением комиссии, Андреева И.Н. обратилась в районный суд с иском к УПФР в г. Пензе Пензенской области, указав, что с 10 августа 1987 года она работала в Ленинском РК КПСС г.Пензы, замещала должность заведующей кабинетом политического просвещения парткома НИИВТ, являясь секретарем партийной ячейки НИИВТ.
Ее заработная плата складывалась из оклада в размере 170 рублей, выплачиваемого Ленинским райкомом КПСС г.Пензы и премий, начисляемых НИИВТ, при этом полный размер заработной платы указывался в партийном билете. Бухгалтерские документы о начислении заработной платы НИИВТ не сохранились.
Просила суд признать отказ УПФ РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области об исчислении размера страховой пенсии на основании данных партийного билета незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с учетом данных партийного билета и установить факт получения ею заработной платы по данным партийного билета с февраля 1989 года по декабрь 1990 года.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Пензе Пензенской области содержится просьба об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для определения среднемесячного заработка истицы на основании косвенных документов при наличии первичных бухгалтерских документов.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФР в г. Пензе Пензенской области по доверенности Зинина Е.А. просила отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы и вынести по делу новое решение об отказе в иске Андреевой И.Н.
В судебном заседание апелляционной инстанции истец Андреева И.Н. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 21 ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 70 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда РФ от 28 ноября 2014 года N958н, обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 декабря 2014 г., подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В силу положений пунктов 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.3 указанного Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 26 указанного Перечня, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данным в письме от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Принимая решение об удовлетворении требований истицы и устанавливая факт получения Андреевой И. Н. заработной платы в размере, указанном в партийном билете, суд первой инстанции исходил из отсутствия первичных документов о ее заработке за спорный период времени, начисленном НИИВТ.
Судебная коллегия, соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, находит вывод суда первой инстанции ошибочным.
Так, согласно данным трудовой книжки Андреевой И.Н., в период с 10 августа 1987 года по 2 сентября 1991 года она работала в Ленинском райкоме КПСС г.Пензы в должности заведующей кабинетом политического просвещения парткома НИИВТ.
Сведения о заработке истицы за период с 1987 по 1991 года подтверждены данными лицевых счетов и отражены в архивной справке N от 15 марта 2016 года и справке N от 21 марта 2016 года.
С учетом установленных материалами дела фактических обстоятельств и приведенных выше положений пенсионного законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления факта получения истицей заработной платы за период ее работы в Ленинском райкоме КПСС г.Пензы с 10 августа 1987 года по 2 сентября 1991 года по данным косвенного документа- партийного билета при наличии первичных документов, каковыми являются лицевые счета.
Указание суда, как на основание для удовлетворения иска в части установления факта получения заработной платы в определенном размере, на отсутствие первичных документов о заработке Андреевой И.Н. за спорный период времени, начисленном НИИВТ, неправомерно и по тому основанию, что работником НИИВТ в спорный период она не являлась.
Кроме того, отраженные в партийном билете сведения о заработке истицы в отдельные месяцы, в частности, за февраль, сентябрь, октябрь 1988 года, июль и август 1989 года противоречат данным лицевых счетов.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и в соответствии с положениями ст.ст. 330, 328 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в удовлетворении иска Андреевой И.Н. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске Андреевой И.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области об установлении факта получения заработной платы и перерасчете пенсии отказать.
Апелляционную жалобу УПФР в г.Пензе Пензенской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.