судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Терехиной Л.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Силовой О. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии- удовлетворить.
Признать за Силовой О. А. право на досрочную страховую пенсию.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Силовой О. А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона " О страховых пенсиях" с 14.09.2016 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды работы с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера лагеря "данные изъяты" с 28.12.2004 г. по 28.01.2008 г. в должности медсестры офтальмологического кабинета отделения реабилитации МБУ "данные изъяты"; с 10.01.2014 г. по 13.09.2016 г. в должности медсестры отделения социальной реабилитации "данные изъяты", а также курсы повышения квалификации: с 07.06.2007 г. по 28.06.2007 г.; 25.04.2008 г. по 25.06.2008 г.; 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области в пользу Силовой О. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Силова О.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии, указав, что с 1985 года работала в учреждениях здравоохранения и посчитала, что к 14.09.2016 г. выработала необходимый стаж работы для начисления досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью (пп. 20 п.1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях"). Для назначения пенсии истец обратилась в УПФ (ГУ) в г. Пензе. Но решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N в праве на досрочную страховую пенсию истцу было отказано. Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы: с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера лагеря "данные изъяты" являющегося структурным подразделением СПТУ "данные изъяты", так как в стаж работы врачей и других работников здравоохранения в соответствии с п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсии за выслугу лет (утв. Постановлением СМ ССР от 17.12.1959 г. N 1397) засчитывается работа только в пионерских лагерях. С 28.12.2004 г. по 28.01.2008 г. (включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 07.06.2007 г. по 28.06.2007 г.) в должности медсестры офтальмологического кабинета отделения реабилитации и с 10.01.2014 г. по 13.09.2016 г. в должности медсестры отделения социальной реабилитации "данные изъяты" г. Пензы, так как данное учреждение Списком N 781 не предусмотрено, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.04.2008 г. по 25.06.2008 г., с 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г., так как включение периодов обучения на курсах повышения квалификации Постановлением Правительства N 516 от 11.07.2002 г. не предусмотрено. Истец считает, что такой подсчет специального стажа не соответствует требованиям законодательства и нарушает конституционные и материальные права. Истец считает, что период работы в качестве фельдшера в лагере "данные изъяты" должен быть включен в специальный стаж по следующим основаниям. В спорный период право на пенсию рассматривалось в соответствии с условиями, утвержденными Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 г. N 1397, согласно которому предусмотрено включение в специальный стаж фельдшеров, работающих в детских учреждения и учебных учреждениях перечисленных в разделе 1 указанного перечня (раздел 11 п.1). Соответственно, разделом 1 предусмотрены учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально- технического образования. Истец работала в лагере, который является структурным подразделением профессионально- технического училища. Следовательно, работа истца должна оцениваться именно, как работа в училище и должна быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Период работы в МБУ "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" должен быть включен в специальный стаж по следующим основаниям. Согласно Уставу учреждения структурными подразделениями учреждения являются: аппарат Центра, отделение обеспечения деятельности учреждения, отделения социальной реабилитации, отделение социального обслуживания несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в стационаре в условиях дневного пребывания, отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение срочной социальной помощи (п. 4.7). Отделение социальной реабилитации создано для поддержания жизнедеятельности в быту, поддержания и сохранения здоровья, помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде, профилактики отклонений в поведении и развитии личности, формирования позитивных интересов граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, несовершеннолетних детей, иных категорий граждан, признанных, нуждающимися в социальном обслуживании (п.4.10 Устава). Отделение социального обслуживания несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в стационаре в условиях дневного пребывания создано для: реализации программ социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведения комплекса мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства (п. 4.11 Устава). Отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создано для предоставления социального обслуживания в форме на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам, улучшения условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании (п.4.12 Устава). Отделение срочной социальной помощи создано для предоставления срочных социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (п.4.13 Устава). Таким образом, деятельность Центра совпадает с деятельностью Учреждений социального обслуживания, предусмотренных Списками, утвержденными Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002 г. Периоды краткосрочной учебы на курсах повышения квалификации также должны быть включены в специальный стаж полностью. На время учебы трудовые отношения не прерывались, на курсы повышения истец направлялась по распоряжению работодателя и в интересах работодателя. На время обучения за истцом сохранялась заработная плата, работодатель производил все соответствующие отчисления, в том числе в пенсионный фонд. Истец просила признать право на досрочную страховую пенсию, включив в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды работы с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера лагеря "данные изъяты" с 28.12.2004 г. по 28.01.2008 г. (включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 07.06.2007 г. по 28.06.2007 г.) в должности медсестры офтальмологического кабинета отделения реабилитации и с 10.01.2014 г. по 13.09.2016 г. в должности медсестры отделения социальной реабилитации МБУ "данные изъяты", а также курсы повышения квалификации с 25.04.2008 г. по 25.06.2008 г. и с 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г.
Ответчик иск не признал.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области Торкина В.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, положенные в обоснование возражений на иск, выражая несогласие с выводами суда.
Представитель УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области по доверенности Зинина Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Силова О.А., ее представитель Долманова М.Ю. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, 14.09.2016 года Силова О.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона " О страховых пенсиях".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии отказано.
Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж Силовой О.А. периоды работы:
- с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера лагеря "данные изъяты" по тем основаниям, что в соответствии с п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ ССР от 17.12.1959г. N 1397, в стаж работников здравоохранения засчитывается работа по специальности только в пионерских лагерях;
- с 28.12.2004 г. по 28.01.2008 г. (включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 07.06.2007 г. по 28.06.2007 г.) в должности медсестры офтальмологического кабинета отделения реабилитации и с 10.01.2014 г. по 13.09.2016 г. в должности медсестры отделения социальной реабилитации МБУ "данные изъяты", по тем основаниям, что данное учреждение не предусмотрено Списками лечебно-профилактических учреждений, работа в которых включается в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности;
- период нахождения на курсах повышения квалификации с 25.04.2008 г. по 25.06.2008 г. и с 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г. по тем основаниям, что зачет таких периодов не предусмотрен п.5 Правил исчисления ... , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 ;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки истца следует, что с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. истец Силова (ранее Парамонова) работала в должности фельдшера лагеря "данные изъяты" управления профтехобразования.
Согласно справке, выданной ГАПОУ Пензенской области "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N, Парамонова (в настоящее время Силова) О.А. на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ по СПТУ "данные изъяты" принята на работу в должности фельдшера лагеря "данные изъяты" структурного подразделения СПТУ "данные изъяты" (среднее профессионально - техническое училище "данные изъяты").
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1387 утвержден перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, которым предусмотрена работа фельдшера в детских учреждениях и учебных учреждениях, перечисленных в разделе 1 указанного перечня (раздел 11 п.1), предусмотрены учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально- технического образования.
Включая в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии период работы истца с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера в лагере "Юность", суд первой инстанции, руководствуясь перечнем должностей и учреждений ... , утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1387, исходил из того, что лагерь являлся структурным подразделением среднего профессионально-технического училища "данные изъяты", в связи с чем посчитал возможным удовлетворить иск в указанной части.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку включая спорный период работы Силовой О.А. в специальный стаж, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что за период работы истца с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера в лагере "Юность", документы по начислению истцу заработной платы отсутствуют. Указанные обстоятельства отражены в справке от ДД.ММ.ГГГГ N ГАПОУ ПО ПМПК, согласно содержанию которой, в архиве учебного заведения хранятся книги приказов по личному составу за 1985 год, лицевые счета по начислению заработной платы на рабочих и служащих за 1985 год, но Парамонова О.А. в лицевых счетах не значится.
В связи с этим, судебная коллегия считает необходимым принять во внимание довод апелляционной жалобы ответчика и отменить в вышеуказанной части решение суда, отказав истцу во включении периода с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в специальный стаж.
Из трудовой книжки истца видно, что она с 28.12.2004 г. по 28.01.2008 г. работала в должности медсестры офтальмологического кабинета отделения реабилитации и с 10.01.2014 г. по 13.09.2016 г. в должности медсестры отделения социальной реабилитации МБУ "адрес".
Списком N 781 предусмотрены должность медицинской сестры и медицинской сестры процедурной, однако для того, чтобы работа в качестве медицинской сестры засчитывалась в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо, чтобы она осуществлялась в учреждениях, предусмотренных названным Списком.
В Списке N 781 в пункте 31 приведен перечень учреждений социального обслуживания, работа в которых в должностях, предусмотренных данным Списком, засчитывается в специальный стаж, в том числе социальный приют для детей и подростков, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и др.
Согласно Уставу МБУ "адрес", утвержденному Главой администрации г. Пензы 24.09.2001 г., Уставу МУ "адрес", утвержденному приказом начальника Социального управления г. Пензы от 26.06.2006 г. N 66, Уставу МБУ "адрес", утвержденному приказом начальника Социального управления г. Пензы от 28.10.2011 г. N 57 о/д, Уставу МБУ "адрес", утвержденному приказом начальника Социального управления г. Пензы от 05.05.2016 г. N 43 о/д, основными направлениями деятельности центра являются проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем Центр осуществляет: оказание гражданам социальных, социально-педагогических, психологических, медицинских, бытовых и других услуг; социальную реабилитацию детей-инвалидов; социальное обслуживание несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в стационаре в условиях дневного пребывания; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и т.д.
Согласно Уставу МБУ "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" структурные подразделения учреждения составляют: аппарат Центра; отделение обеспечения деятельности учреждения; отделение социальной реабилитации; отделение социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми; отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; отделение срочной социальной помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" утверждено Примерное положение о социально-реабилитационном центре несовершеннолетних, согласно которому основными видами и задачей деятельности Центра являются, в том числе: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних и т.д.
Проанализировав основные задачи и функции МБУ "адрес", сравнив его правовое положение со специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, судебная коллегия приходит к выводу, что МБУ "адрес", по существу является многопрофильным учреждением социального обслуживания, в котором осуществляется медицинская (лечебная) деятельность, что является основанием для включения периодов работы истца в данном учреждении в должности медицинской сестры в специальный стаж.
Кроме того, согласно должностным инструкциям медицинской сестры МБУ "адрес", основной обязанностью данной должности является оказывать первую неотложную доврачебную помощь, выполнять все назначения врача и других специалистов по оказанию медицинской помощи воспитанникам центра.
Учитывая установленные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что выполняемая Силовой О.А. в спорные периоды работа медицинской сестры МБУ "адрес" аналогична выполняемой работе в такой же должности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, в связи с чем включил спорные периоды работы с 28.12.2004 г. по 28.01.2008 г. и с 10.01.2014 г. по 13.09.2016 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции сослался на то, что в эти периоды истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности. При этом, учитывая, что в период нахождения на курсах повышения квалификации работа Силовой О.А. давала право на льготное пенсионное обеспечение, то суд первой инстанции в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу о включении этих периодов в специальный стаж.
Поскольку без учета не включенного судом апелляционной инстанции периода у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для удовлетворения ее требований о назначении досрочной страховой пенсии с 14.09.2016 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 декабря 2016 года отменить в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 25.04.1985 г. по 31.08.1985 г. в должности фельдшера лагеря "данные изъяты", назначения Силовой О.А. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона " О страховых пенсиях" с 14.09.2016 года, постановить в указанной части новое решение, отказав Силовой О.А. в удовлетворении иска.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.