Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Меньшова С.В.,
судей Луневой С.П., Фоминова Р.Ю.,
при секретаре Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 02 декабря 2016 года
по гражданскому делу по иску Заугровой Г.Б. к администрации города Ставрополя о признании права на принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Заугрова Г.Б. обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации города Ставрополя, в обоснование которого указала, что проживает в квартире N ...
Постановлением администрации города Ставрополя от 13.08.2009 N 411 "Об утверждении заключения от 03 июня 2009 N 12 о признании жилых помещений квартиры N ... многоквартирного дома по улице ... , непригодным для проживания граждан" жилое помещение, в котором проживает Заугрова Г.Б. признано непригодным для постоянного проживания. Иными жилыми помещениями, пригодными для проживания, истица не располагает.
Заугрова Г.Б. 18.03.2015 предоставила в администрацию города Ставрополя документы по услуге: "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Постановлением администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 743 Заугровой Г.Б. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2015 суд признал незаконным постановление администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 743 "Об отказе Заугровой Г.Б. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Также суд обязал администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заугровой Г.Б.
Апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 22.09.2015 решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2015 оставлено без изменений.
Во исполнение указанного судебного решения постановлением администрации города Ставрополя от 19.11.2015 N 2599 обжалуемое постановление отменено. При этом соответствующее решение администрации города Ставрополя о принятии на учет в качестве нуждающихся или об отказе не принято.
Определением от 05.05.2016 суд разъяснил решение Октябрьского районного суда от 26.06.2015 и обязал администрацию города Ставрополя повторно рассмотреть заявление Заугровой Г.Б. от 18.03.2015 о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом обстоятельств установленных и приведенных в решении Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2015.
В уточненных исковых требованиях, истец просит суд признать за ней право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 02 декабря 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г.Ставрополя по доверенности Дудинова Э.И. просит обжалуемое решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются либо малоимущим гражданам, либо иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из требований закона следует, что гражданин может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в случае, если он признан соответствующим органом малоимущим.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Следовательно, исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями ч. 2 ст. 49 этого же кодекса, следует, что с 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права по следующим основаниям.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции Заугрова Г.Б. проживает в квартире N ... Данное жилое помещение ей принадлежит на основании договора дарения от 10.12.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 АК 085328, выданным 17.12.2014 года.
В указанном помещении Заугрова Г.Б. проживает с 05.09.2003 года.
18.03.2015 Заугровой Г.Б. представлены в офис МКУ "МФЦ в г.Ставрополе" в Октябрьском районе документы в рамках получения услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов.
Постановлением администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 743 Заугровой Г.Б. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 1,2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2.6 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 06.06.2012 N 1597.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2015 признано незаконным постановление администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 743 об отказе Заугровой Г.Б. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд обязал администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заугровой Г.Б.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22.09.2015 решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Ставрополя без удовлетворения.
В соответствии с определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 05.05.2016 администрация города Ставрополя своим постановлением от 19.11.2015 N 2599 отменила постановление от 21.04.2015
N 743.
Также истцом предоставлено заключение от 03.06.2009 N 123 о признании жилых помещений квартиры N ... непригодными для проживания.
Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Каменев А.Ю., что только квартира N23 в многоквартирном жилом доме N ... признана непригодной для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В силу п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Первоначально в своем иске, поданном в суд 07.10.2016, Заугрова Г.Б. просила признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении заявления Заугровой Г.Б. от 18.03.2015 о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию принять ее на учет в качестве нуждающихся.
После предъявления иска в суд, администрацией г. Ставрополя представлено постановление N2420 от 25.10.2016 об отказе Заугровой Г.Б. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное постановление Заугровой Г.Б. не обжаловано.
После предоставления указанного постановления, Заугровой Г.Б. требования были уточнены.
Удовлетворяя требования Заугровой Г.Б. о признании за ней право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции исходил из того, что решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.06.2015 в части обязания администрации города Ставрополя устранить допущенные нарушения права и законных интересов Заугровой Г.Б. не исполнено; право Заугровой Г.Б. на принятие ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по настоящее время не реализовано; Постановление администрации города Ставрополя N2420 от 25.10.2016 по своему смыслу, содержанию и оформлению идентично постановлению администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 743, которому уже дана судебная оценка, вследствие чего оно признано незаконным, в связи с чем пришел к выводу об их удовлетворении.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п. 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (п. 3).
Согласно частям 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (часть 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации
г. Ставрополя N2420 от 25.10.2016 Заугровой Г.Б. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях было отказано, в связи с не предоставлением документов, предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ, а также предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состав семьи 1 человек. Указанное постановление истицей не обжаловано.
Ссылку суда первой инстанции о том, что Постановление администрации города Ставрополя N2420 от 25.10.2016 по своему смыслу, содержанию и оформлению идентично постановлению администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 743, которому уже дана судебная оценка решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.06.2015, вследствие чего оно признано незаконным, нельзя признать правильной, поскольку предмет требований в настоящем иске, отличен от ранее заявленных требований.
Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции извещения комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя
N 05/1-13/05-18763, в представленных Заугровой Г.Б. в документах отсутствует технический паспорт, соответствующий требованиям Регламента (составлен по состоянию на 17.02.2009), акт обследования жилищных условий гражданина, а также необходимо в домовой книге привести в соответствие запись о собственнике квартиры N ...
Кроме того, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции документов, предусмотренных действующим законодательством для признания права на принятие на учет граждан в качестве нуждающихся истцом не представлено. При этом судебная коллегия отмечает, что действующее законодательство возлагает именно на заявителя представление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, истцом данная обязанность не выполнена.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия отменяет обжалуемое решение и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 02 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении искового заявления Заугровой Г.Б. к администрации города Ставрополя о признании за Заугровой Г.Б. ... года рождения, права на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.