Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Берко А.В.,
судей
Загорской О.В., Журавлевой О.В.,
при секретаре
Горбань В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Постниковой Л.А.
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 08 ноября 2016 года
по иску Постниковой Л.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края о включении периодов работы в страховой стаж для досрочного начисления пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Постникова Л.А. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края (далее - Управление ПФР, ответчик), в окончательной редакции которого просила:
обязать ГУ-УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края включить ей в стаж работы периоды с 01.10.1993 по 26.04.2016;
обязать ГУ-УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27.04.2016.
В обоснование своих требований указала, что в апреле 2016 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю Ставропольского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности с 05.08.1981 года по настоящее время. В соответствии с решением от 20.07.2016 года N 05/90 Комиссия Управления ПФР отказала ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В решении указано, что для назначения пенсии требуется 30 лет стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным документам её страховой стаж составляет 34 года 7 месяцев 23 дня, из которых стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 12 лет 1 месяц 22 дня в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2 - П.
Период работы с 01.10.1993 по 26.04.2016 в должности старшей медицинской сестры в Ставропольской краевой школе-интернате N36 для глухих детей, которая была переименована на основании приказа администрации г.Ставрополя от 18.12.2000 N1049/2000 в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36, г. Ставрополь, на основании приказа Министерства образования Ставропольского края от 28.09.2011 N879-пр в государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 1-2 вида "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 города Ставрополя", на основании приказа Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 06.10.2015 N1466-пр в Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 г.Ставрополя" не засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как Списком N464, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464 и Списком N1066, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066, не предусмотрена возможность включения в стаж лечебной деятельности периодов работы в должности старшей медсестры в Ставропольской школе-интернате для глухих детей, переименованное в государственное казенное общеобразовательное учреждение "Ставропольская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 г.Ставрополя".
Считает, что в спорный период она осуществляла такую же деятельность, как и за период с 14.10.1991 по 01.10.1993, который засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Образовательное учреждение, в котором она осуществляла лечебную деятельность в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры, лицензировано на осуществление медицинской деятельности, о чем свидетельствуют копии приложенных документов.
Решением суда от 08.11.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, истица в апелляционной жалобе считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что на дату приема её на должность старшей медицинской сестры в школу-интернат N36 (14.10.1991) действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 N1397, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) работа в должности медицинской сестры в школах-интернатах, а также данный перечень относил школы-интернаты к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Кроме этого, на момент работы действовали правовые акты, в соответствии с которыми штатное расписание школ-интернатов предусматривало должность медицинской сестры. Ссылается на ст.81 Закона РФ N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", где предусмотрены условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения - при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР N119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" медицинское обслуживание детей вправе осуществлять штатный медицинский персонал. В п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N464 от 06.09.1991 (далее - Список N464), предусмотрены: врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности, при этом конкретный перечень лечебно-профилактических учреждений в Списке N464 не содержался.
22.09.1999 Постановлением Правительства РФ N1066 утвержден список должностей, работа в которых зачисляется в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список N1066), а также правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Правила N1066). В списке N1066 в перечне должностей предусмотрена должность "старшая медицинская сестра", но в перечне учреждений не предусмотрены такие учреждения как "школа-интернат". Также п.3 Постановления Правительства РФ N1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы: до 01.11.1999 - в соответствии со Списком N464; после 01.11.1999 - в соответствии со Списком N1066 и Правилами N1066. Таким образом, Список N464 действовал с 06.09.1991 до 01.11.1999, но не содержал конкретного перечня лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Считает, что образовательное учреждение относится к муниципальной системе здравоохранения. В соответствии с п.6 Правил N781, утвержденных Постановлением Правительства РФ N781 29.10.2002, работа в должностях, указанных в Списке N781, в том числе медико-санитарных частях, медицинских частях, поликлиниках, поликлинических отделениях, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, засчитывается в стаж работы. По мнению апеллянта, суд, не имея полной доказательной базы, пришел к неверному выводу о том, что медицинская часть школы-интерната не является структурным подразделением организации. Фактически суд не исследовал возможности реализации истицей права на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренной законодательством, тогда как разрешение данного вопроса имеет существенное правовое значение для разрешения спора по существу. Анализ штатного расписания, положения о медицинской службе школы-интерната подтверждает, что медицинская часть школы-интерната является структурным подразделением организации. В спорный период времени истица систематически повышала свою категорию. Повышение квалификации и аттестация осуществлялись на основании нормативных правовых актов министерства здравоохранения РФ в порядке, определенном для работников учреждений здравоохранения. Медицинскую деятельность истица осуществляла в школе-интернате N36 согласно лицензиям на медицинскую деятельность, полученным образовательным учреждением.
Просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав мнение представителя истицы Постниковой Л.А. по доверенности Шевченко И.В., полагавшей решение суда незаконным, поддержавшей доводы жалобы, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст.196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из исследованных материалов усматривается следующее.
14.10.1991 приказом N52 от 14.10.1991 Постникова Л.А. принята на работу в Ставропольскую школу-интернат для глухих детей в должности медицинской сестры. Приказом N25 от 20.05.1992 переведена на должность старшей медицинской сестры, работает по настоящее время.
Ставропольская краевая школа-интернат для глухих детей переименована в Ставропольскую краевую школу-интернат N36 для глухих детей г.Ставрополь (распоряжение главы администрации г.Ставрополя от 24.03.1992 N83-р),
затем переименовано в Государственное образовательное учреждение Ставропольская краевая школа-интернат N36 для глухих детей (приказ Управления образования Ставропольского края N119-пр от 14.02.1996 и распоряжение Комитета по управлению имуществом Ставропольского края от 20.02.1996 N73),
затем переименовано в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат N36 г.Ставрополь (приказ Министерства общего и профессионального образования Ставропольского края от 14.12.2000 N523-пр и распоряжение Министерства государственного имущества Ставропольского края от 15.12.2000 N793),
затем реорганизовано путем присоединения к нему Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 вида" (г.Ставрополь), правопреемником которого оно является (распоряжение Министерства государственного имущества Ставропольского края от 10.07.2001 N419 и приказ Министерства образования Ставропольского края от 26.07.2001 N327-пр),
затем переименовано в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии I-II вида "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36" (распоряжение Министерства имущественных отношений Ставропольского края N891 от 10.08.2005 и приказ Министерства образования Ставропольского края N520-пр от 15.08.2005),
затем переименовано в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-II вида "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 города Ставрополя" (распоряжение Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.07.2008 N572, приказ Министерства образования Ставропольского края от 28.08.2008 N841-пр),
затем переименовано в Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-II вида "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 города Ставрополя" (приказ Министерства образования Ставропольского края от 28.11.2011 N879-пр),
затем переименовано в Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 города Ставрополя" (приказ N1466-пр 06.10.2015)
Уставом государственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N36 города Ставрополя" (в новой редакции) предусмотрено:
тип образовательной организации - общеобразовательная организация;
организационно-правовая форма - государственное учреждение;
предмет деятельности учреждения - реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в интересах человека, семьи, общества и государства; организация образовательного процесса, его психологическое и медицинское сопровождение, реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, позднооглохших, с тяжелыми нарушениями речи), в том числе предоставление возможности удовлетворения их потребностей в получении дополнительного образования, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края полномочий Учредителя в сфере образования;
цели деятельности учреждения - создание условий для реализации гражданами РФ права на получение общедоступного и бесплатного образования; обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания адаптивных основных общеобразовательных программ.
Постникова Л.А., полагая, что имеет необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж работы, обратилась в Управление ПФР с соответствующим заявлением.
Решением Управления ПФР от 20.07.2016 Постниковой Л.А. в стаж лечебной деятельности включен период работы с 14.10.1991 по 30.09.1993 в должности медицинской сестры в Ставропольской краевой школе-интернате N36 для глухих детей, г.Ставрополь. Во включении периода работы с 01.10.1993 по 31.03.2016 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - отказано. Указано, что стаж лечебной деятельности Постниковой Л.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в общей сложности составляет 12 лет 1 месяц 22 дня, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N173-ФЗ), ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N400-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу, что у Постниковой Л.А. отсутствует необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, оснований для признания за нею права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не имеется, и постановилвышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает необходимым так же указать следующее.
В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьей 7 Федерального закона N173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст.36 Федерального закона N400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон N173-ФЗ не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.8 и в п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.31 Федерального закона N173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу настоящего Закона (то есть до 01.01.2002) и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Министерство труда и социального развития РФ в разъяснении N2 от 25.03.2002 указывает, что условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 01.01.2002, в отношении которых Федеральный закон N173-ФЗ не предусматривает иного правового решения либо вообще не регулирует данную область пенсионных отношений, подлежат применению и после 01.01.2002 как не противоречащие Федеральному закону N173-ФЗ.
В силу п.2 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
На дату принятия истицы на должность старшей медицинской сестры в школу-интернат N36 (14.10.1991) действовал утвержденный Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года N1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень N1397), который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах, а так же школах-интернатах, а данный перечень относил школы-интернаты к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
06.09.1991 года Постановлением Совета Министров РСФСР N464 (далее - Постановление СМ РСФСР N464) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N464), а так же в п.3 предусмотрено сохранить за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В п.1 Списка N464 предусмотрены: врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности. При этом конкретный перечень лечебно-профилактических учреждений в Списке N464 не содержался.
10.07.1992 года введен в действие Закон РФ "Об образовании" (далее - Закон РФ N3266-1), содержавший следующие положения:
к образовательным учреждениям относятся, в том числе, учреждения следующих типов: дошкольные и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п.4 ст.12 Закона);
к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (подп.19 п.2 ст.32 Закона);
для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (п.10 ст.50 Закона);
медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения; образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (п.4 ст.51 Закона).
27.08.1992 года Постановлением Правительства РФ N634 в п.1 Списка N464 после слов "персонал лечебно-профилактических" включены слова "и санитарно - эпидемиологических".
01.10.1993 года введено в действие Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 года N953, которым п.1 Списка N464 изложен в следующей редакции: "врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности". При этом конкретный перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений в Списке N464, по-прежнему, не содержался.
Так же в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 года N953 с 01.10.1993 года утратил силу п.3 Постановления СМ РСФСР N464 и не применяется на территории Российской Федерации Постановление СМ СССР N1397.
12.03.1997 года Постановлением Правительства РФ N288 утверждено Типовое положение положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", которым предусматривалось следующее:
"24. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).
30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия".
22.09.1999 Постановлением Правительства РФ N1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список N1066), а так же Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Правила N1066)
Вместе с тем, в Списке N1066 в перечне должностей предусмотрена должность "старшая медицинская сестра", но в перечне учреждений не предусмотрены такие учреждения как "школа-интернат".
Так же п.3 Постановления Правительства РФ N1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы:
до 01.11.1999 года - в соответствии со Списком N464,
после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком N1066 и Правилами N1066.
Таким образом, Список N464 действовал с 06.09.1991 года до 01.11.1999 года, но не содержал конкретного перечня лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, на которые ссылался.
03.11.1999 Приказом Минздрава России N395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения (далее - Номенклатура N395). Согласно Примечанию к Номенклатуре N395 здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
29.09.2000 Письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ N3948/1-17, 06-25/8625 разъяснено, что при подсчете стажа за периоды работы до 01.11.1999 года применяется Номенклатура N395, которой, по сути, придана "обратная сила".
С 01.01.2002 введен в действие Федеральный закон от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
11.07.2002 Постановлением Правительства РФ N516 Министерству труда и социального развития РФ было поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 Федерального закона N173-ФЗ, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
29.10.2002 Постановлением Правительства РФ N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее - Список N781), а так же Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила N781).
Согласно п.6 Правил N781, работа в должностях, указанных в Списке, в том числе, медико-санитарных частях, медицинских частях, поликлиниках, поликлинических отделениях, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), являющихся структурными подразделениями организаций, засчитывается в стаж работы.
Вместе с тем, должность "медицинская сестра" в Списке N781 имеется, а учреждение "школа-интернат в числе учреждений здравоохранения отсутствует.
07.10.2005 года Приказом Минздрава России N627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее - Единая номенклатура N627). Согласно п.5 Примечания к Единой номенклатуре N627 здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ введен подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ, согласно которому право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Специальная коррекционная школа-интернат, как следует из Номенклатуры N395, Номенклатур государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказами соответственно Министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 N229 и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005, не отнесена к учреждениям здравоохранения. В Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N529н, специальная коррекционная школа-интернат также отсутствует.
С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон N400-ФЗ, ч.1 ст.8 и в п.п.20 ч.1 ст.30 которого предусмотрены положения, аналогичные указанным в подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ.
С 01.01.2015 действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Основания возникновения, приобретения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом N 400-ФЗ.
В связи с этим Правительство РФ в своем Постановлении от 28.08.2014 N 869 предписало Минтруду России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, а с 01.01.2015 - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
В п.1.2 Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" с 01.01.2015 установлено тождество наименований учреждений, предусмотренных Списком N781, в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ.
В п.2.3 указанного Постановления с 01.01.2015 установлено тождество наименований структурных подразделений, предусмотренных п.6 Правил N781, в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ.
В п.2.3 указанного Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 869 с 01.01.2015 установлено тождество наименований структурных подразделений, предусмотренных Списком N781, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ.
Однако из указанных норм следует, что работа в качестве медицинского работника в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с отклонениями в развитии, в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ, а не лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ.
Соответствующие разъяснения даны в Приказе Минтруда России от 01.09.2015 N 588н, изданном на основании Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 869.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в учреждениях здравоохранения (в том числе и в санаторно-эпидемиологических учреждениях).
Между тем назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (Определения Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 N 520-О-О, от 18.04.2006 N 84-О, от 29.01.2009 N 67-О-О).
Отнесение названными выше списками и правилами определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, невключение вида учреждения (в данном случае специальной коррекционной школы-интерната) в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Поскольку Постникова Л.А. в спорный период работала медсестрой в образовательном учреждении - специальная (коррекционная) школа-интернат для глухих, которое не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в соответствующих разделах Списка N464, Списка N1066, Списка N781, то оснований для включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не имеется.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 08 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.