Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 марта 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Брянского В.Ю., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе представителя административного истца Козырева Е.Н. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Скворцова М.Л. к МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю о признании недействительным расчета земельного налога, обязании произвести перерасчет налога.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скворцов М.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю о признании недействительным расчета земельного налога, обязании произвести перерасчет налога.
В обоснование административного иска административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Этокская, 196/20, с кадастровым номером 26:29:110504:119, категория: земли населенных пунктов, отдельно стоящие односемейные дома, площадью 53511 кв. м. Указанным земельным участком Скворцов М.Л. владеет с 04 июня 2013 года.
С 04 апреля 2013 по 02 августа 2013 года вид разрешенного использования земельного участка изменен с "предприятия, магазины, магазины-склады мелкооптовой торговли; гостиницы, вместимостью не более 100 человек; дома приема гостей; суды, нотариальные конторы, юридические учреждения, офисы, конторы; банки и отделения банков, другие финансовые учреждения; офисные здания" на вид разрешенного использования земельного участка "отдельно стоящие односемейные дома.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 02 августа 2013 года в размере 23357016, 39 рублей.
Налоговый орган исчислил Скворцову М.Л. земельный налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости 390522742,89 рублей, установленной на 01 января 2013 года.
Согласно налоговому уведомлению N 58143 от 29 октября 2015 года сумма исчисленного налога на указанный земельный участок за семь месяцев 2013 года составляет 3 417 074 рубля.
Административный истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налоговой базы, где указал, что земельный налог необходимо исчислить следующим образом: за период с 04 апреля по 01 августа 2013 года, исходя из кадастровой стоимости, равной 390 522 742 рубля 89 копеек; за период со 02 августа по 31 декабря 2013 года, исходя из кадастровой стоимости 23357016,39 рублей.
29 июля 2016 года МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю в перерасчёте налоговой базы за спорный земельный участок за период со 02 августа по 31 декабря 2013 года отказано.
Скворцов М.Л. не согласен с выводами налогового органа и считает, что налоговая база, из которой рассчитан земельный налог, должна исчисляться, исходя из налоговой базы, определенной на 04 апреля 2013 года, за период с 04 апреля по 01 августа 2013 года, и налоговой базы, определенной на 02 августа 2013 года, за период со 02 августа по 31 декабря 2013 года.
Административный истец после уточнения административных исковых требований просил суд: признать недействительным расчет земельного налога, произведенного налоговом органом за период со 02 августа по 31 декабря 2013 года в отношении земельного участка, площадью 53 511 кв. м, с кадастровым номером 26:29:110504:119, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Этокская, 196/20;
обязать налоговый орган произвести перерасчет земельного налога в отношении указанного земельного участка в соответствии с кадастровой стоимостью по состоянию на 02 августа 2013 года, в размере 23 357 016 рублей.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Скворцов М.Л. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. Считает решение незаконным, необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным истолкованием закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю Добробаба М.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования участка в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде. Таким образом, налоговая база по земельному налогу, подлежащая уплате за 2013 год, рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года без учета ее изменения, обусловленного изменением вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода.
Скворцов М.Л. в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представил, об отложении слушания дела ходатайств не заявил.
Представитель МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя инспекции.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя административного истца Козырева Е.Н., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений статей 23, 31, 44, 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать законно установленные налоги, а налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации "О налогах и сборах".
На основании пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Главой 31 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты земельного налога.
На основании статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 3 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
На основании статьи 66 ЗК РФ установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта или решения органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется, как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 7 статьи 396 НК РФ регламентирован порядок исчисления земельного налога в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода прав на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ, по общему правилу, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-Ф3 от 29 июля 1998 года, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 НК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Скворцову М.Л. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 53511 кв.м., с кадастровым номером 26:29:110504:119, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Этокская, 196/20, назначение "земли населенных пунктов - отдельно стоящие односемейные дома" (свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АИ N 290150 от 16 августа 2013 года). Скворцов М.Л. является налогоплательщиком налога на указанный земельный участок.
По 16 августа 2013 года земельный участок имел назначение "Земли - населенных пунктов Предприятия, магазины, магазины-склады мелкооптовой торговли; гостиницы, вместимостью не более ста человек; дома приема гостей; суды, нотариальные конторы, юридические учреждения, офисы, конторы, банки и отделения банков, другие финансовые учреждения; офисы". (Свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АИ N 323671 от 04 июня 2013 года, погашенное 16 августа 2013 года).
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 04 апреля 2013 года составляла 390 522 742 рубля 89 копеек; по состоянию на 01 сентября 2013 года - 23 357 016 рублей 39 копеек, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 марта 2016 года, 21 июля 2016 года.
В налоговом уведомлении N 58143 от 29 октября 2015 года, направленном в адрес административного истца, указан расчет земельного налога, составивший 3 417 074 рубля, начисленный на указанный земельный участок за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости, равной 390 522 742 рубля 89 копеек,
Не согласившись с указанным расчетом, Скворцов М.Л. обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налоговой базы по земельному налогу на указанный земельный участок, получив отказ, поскольку налоговая база не может изменяться в течение налогового периода и применяется к следующему налоговому периоду.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, налоговая база, размер которой зависит от стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату - 01 января года, являющегося налоговым периодом, и не может изменяться в течение соответствующего налогового периода в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, расчет земельного налога в отношении участка, принадлежащего Скворцову М.Л., произведенный налоговым органом, является законным и обоснованным, соответствующим требованиям налогового и земельного законодательства,
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.