Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО "Нэга",
установил:
Постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. от ДД.ММ.ГГГГ N юридическое лицо ООО "Нэга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2016 года указанное постановление отменено, дело об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. просит решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2016 года отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Статья 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 7 апреля 2016 года N864 "О проведении рейдовой проверки земельных участков города-курорта Пятигорска Ставропольского края" сотрудниками Департамента в период с ДД.ММ.ГГГГ проводилась рейдовая проверка в границах "адрес".
В ходе указанной проверки в границах "адрес" на участке с кадастровым номером N был обнаружен объект капитального строительства - кафе "Сказки Востока". При визуальном осмотре территории объекта установлено, что со стороны склона горы Машук видны трубы для сброса ливневых, талых и иных вод с территории кафе на рельеф горы Машук.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу С.Г.С. в отношении ООО "Нэга" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов данного административного дела должностным лицом - начальником отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N, которым юридическое лицо ООО "Нэга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении в ходе проверки установлен факт нарушения юридическим лицом ООО "Нэга" требований ст.23 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах", требований Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" N1425 от 07.12.1996, Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02.
В ч.2 ст.1 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах" указано, что данный закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
Согласно ст.9 Федерального закона "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии со ст.23 Федерального закона в случае нарушения требований по рациональному использованию и охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Прекращая производство по делу, суд обоснованно исходил из того, что ООО "Нэга" не является недропользователем и не имеет на это специальной лицензии, в соответствии с чем не является субъектом вменяемого правонарушения, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания не указаны квалифицирующие признаки правонарушения, позволяющие определить нарушения по недропользованию и определить, какие действия (или бездействие) ООО "Нэга" привели к загрязнению недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами и какой вред был причинен. Суд установилотсутствие доказательств того, что ООО "Нэга" размещает отходы производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, а также осуществляет самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что описанное в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении событие административного правонарушения не позволяет квалифицировать действия ООО "Нэга" по ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в материалах дела не имеется каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "Нэга" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие представителя Департамента Роспотребнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. с оценкой доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению при рассмотрении данного дела, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Вместе с тем, в решении суда допущена явная техническая ошибка в наименовании юридического лица (ООО "Нега" вместо ООО "Нэга"), которая подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке ст.29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не влияет на законность и обоснованность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. оставить без удовлетворения.
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 14 октября 2016 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.