Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N юридическое лицо ГУП "Ставрополькрайводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. просит решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года отменить как незаконное и необоснованное, дело направить на новое рассмотрение.
Одновременно государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи жалобы на указанное решение суда, в обоснование которого ссылается на позднее получение копии обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке требований статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о возможности его удовлетворить и восстановить пропущенный процессуальный срок подачи жалобы на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по доверенности С.Г.С., которая поддержала доводы жалобы и просила решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, выслушав доводы представителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" по доверенности С.А.П., которая просила обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями п.4 ст.23 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч.6 ст.12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являются аффилированными лицами проверяемых лиц.
В ч.1 ст.20 данного Федерального закона указано, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных этим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.20 Федерального закона N294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч.6 ст.12 данного Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Из материалов дела следует, что постановлением инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. ДД.ММ.ГГГГ N ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно: допущено превышение концентраций загрязняющих веществ при сбросе сточных вод с очистительных сооружений водопровода в водные объекты, установленных Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; допущено превышение концентраций загрязняющих веществ в сбросе сточных вод после промывки фильтров в водный объект б.Георгиевская, установленных нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Факт правонарушения установлен по результатам плановой выездной проверки, проведенной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на основании приказа от 4 мая 2016 года N1160.
Привлеченными сотрудниками филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" были отобраны пробы воды, в которых по результатам проведенных лабораторных исследований установлены превышения содержания загрязняющих веществ.
Принимая решение о привлечении ГУП "Ставрополькрайводоканал" к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо сослалось на протоколы отбора проб воды и протоколы испытаний воды Ставропольского отдела инструментального контроля - испытательной лаборатории филиала "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю".
Принимая решение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что в проведении проверки ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" участвовала экспертная организация - ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", состоящая в гражданско-правовых отношениях с проверяемым юридическим лицом, и именно этой организацией был установлен факт нарушения природоохранного законодательства со стороны ГУП СК "Ставрополькрайводоканал". Суд указал, что данное обстоятельство в соответствии с ч.1 и п.8 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" относится к грубым нарушениям установленных этим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок и влечет отмену результатов проведенной проверки.
В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с недоказанностью вины ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" постановление государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФитьмовойН.В. от ДД.ММ.ГГГГ N судом первой инстанции обоснованно отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным с учетом имеющихся доказательств, которым суд дал оценку в их совокупности и взаимосвязи.
Приведенные государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. в жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Ходатайство государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи жалобы на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года удовлетворить, пропущенный процессуальный срок восстановить.
Решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2016 года оставить без изменения.
Жалобу государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. оставить без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.