Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Мамаева А.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его искового заявления к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о взыскании расчёта при увольнении.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., объяснения представителя истца - Фроловой Н.Г., настаивавшей на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамаев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Хакасия о взыскании расчёта при увольнении (далее - УФСКН по РХ). Требования мотивировал тем, что в связи с упразднением государственного органа уволен с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на справку о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице, полагал, что ответчиком неверно определена сумма денежного содержания, полагавшаяся выплате при увольнении. Кроме того, считал, что ему должны выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск за "данные изъяты" день, из расчёта: "данные изъяты" дней, полагавшихся ему по Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "данные изъяты" дней - выслуга за каждый год гражданской службы, 8 дней - в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями. Просил суд (с учётом уточнения иска) взыскать с ответчика недоплату по ежемесячному денежному содержанию "данные изъяты"., "данные изъяты" - невыплаченную часть компенсации за неиспользованный отпуск, а всего взыскать "данные изъяты".
В судебном заседании представитель истца - Фролова Н.Г. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Моисеев С.В. и Звягина М.А. исковые требования не признали, указав, что размер денежного содержания истца, являвшегося государственным служащим, произведён в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих". Пояснили, что среднедневной заработок в сумме "данные изъяты"., приведённый в справке для определения размера пособия по безработице, не может быть использован для расчёта компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку расчёт средней заработной платы для определения размера пособия по безработице производится на основании Постановления Минтруда Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости", тогда как исчисление среднедневного заработка для расчёта компенсации за неиспользованный отпуск осуществляется на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.12.2007 N 922. Просили в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилвышеприведённое решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
С решением не согласен истец.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, он просит решение суда отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, настаивает на том, что при расчёте суммы месячного денежного содержания не учтена премия за ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего стороной ответчика произведён неправильный расчёт денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск. Указывает, что суд не назначил судебную бухгалтерскую экспертизу расчёта при увольнении.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Определением судебной коллегии от 16.02.2017г. ответчик УФСКН по РХ заменен правопреемником Министерством внутренних дел по Республике Хакасия (далее МВД по РХ).
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мамаев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на государственной гражданской службе в УФСКН по РХ. Приказом
от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" Мамаев А.А. уволен с государственной гражданской службы в органах наркоконтроля в связи с упразднением государственного органа.
Данным приказом предусмотрено выплатить Мамаеву А.А. компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за рабочий ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" календарных дней.
При рассмотрении дела судом установлено, что истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за "данные изъяты" дня.
Обращаясь в суд, истец указывал, что его отпуск должен составлять
"данные изъяты" день: "данные изъяты" дней основной отпуск, "данные изъяты" дней - дополнительный за выслугу лет и
8 дней - дополнительный за осуществление служебной деятельности в районах Севера, в связи с чем просил взыскать с ответчика невыплаченную часть компенсации за неиспользованный отпуск - "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении иска в этой части, суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции, действующей на день увольнения истца) гражданским служащим предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания, состоящий из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (части 1, 2).
Гражданским служащим, замещающим должности, не относящиеся к высшим и главным должностям гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней (часть 4). Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы (часть 5).
Поскольку должность истца не относится к высшим и главным должностям гражданской службы, а его стаж гражданской службы составляет "данные изъяты" лет, суд пришел к выводу, что истцу положен был основной отпуск в количестве 30 календарных дней и дополнительный за выслугу лет - "данные изъяты" календарных дней, следовательно, при увольнении выплате подлежала компенсация за неиспользованный отпуск за "данные изъяты" дней.
Ссылка истца на то, что ему также положена компенсация за неиспользованный отпуск за 8 дней в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, не принята во внимание судом.
В соответствии со статьей 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12, Республика Хакасия не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 декабря 1992 г. N 933 установило на территории Республики Хакасия районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3.
Учитывая, что установление указанного коэффициента не свидетельствует об отнесении Республики Хакасия к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также к районам Севера, а также то, что истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за "данные изъяты" дня в размере "данные изъяты"., суд пришел к правильному выводу, что исковые требования Мамаева А.А. о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск удовлетворению не подлежат.
Доводы жалобы истца в этой части сводятся к несогласию с выводом суда относительно того, что Республика Хакасия не относится к районам Севера.
У судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда в этой части, поскольку вывод суда сделан при правильном применении вышеприведенных норм.
Заявляя требования о взыскании недоплаты по ежемесячному денежному содержанию в размере "данные изъяты"., истец указывал, что при расчете суммы месячного денежного содержания не учтена премия прошлого месяца в сумме "данные изъяты"., в связи с чем компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания ответчиком занижена.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего, в том числе при увольнении со службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при увольнении со службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Судом установлено, что месячное денежное содержание истца на дату расторжения с ним служебного контракта составляло "данные изъяты"., состояло из оклада денежного содержания, включающего оклад по должности - "данные изъяты" руб. и оклад в соответствии с присвоенным чином - "данные изъяты" руб., и дополнительных выплат - надбавки за выслугу лет - "данные изъяты" руб., надбавки за особые условия службы - "данные изъяты"., надбавки за работу с секретными сведениями - "данные изъяты"., ежемесячного денежного поощрения -
"данные изъяты" руб., которые предусмотрены подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также дополнительных выплат - премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении отпуска, предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил.
Поскольку в силу вышеприведенных Правил дополнительные выплаты в виде премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении отпуска, начисленные в течение 12 предшествующих увольнению месяцев, учитываются для расчета месячного денежного содержания в размере 1/12, что составило от начисленных истцу за год до увольнения вышеназванных выплат "данные изъяты" (л.д.17), которые учтены ответчиком при определении размера месячного денежного содержания, в том числе учтена и премия "данные изъяты" с учетом коэффициента, действующего в Республике Хакасия - 1,6, то судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований о взыскании недоплаты по выплате ежемесячного денежного содержания.
Ссылка в жалобе на то, что суд не назначил судебную бухгалтерскую экспертизу расчёта при увольнении, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку необходимости в проведении такой экспертизы не имелось, так как правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе при увольнении, предусмотрены законодательством, судом проверено соблюдение ответчиком этих правил, нарушений при исчислении истцу компенсации при увольнении не установлено.
Жалоба не содержит доводов, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали бы выводы суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия
от 17 октября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Мамаева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Г.П. Пархомович
А.В. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.