Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Редько Е.П., Паксимади Л.М.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусихиной Н.С., действующей в интересах несовершеннолетнего А.Л., об оспаривании действий и справки врача-фтизиатра Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер" Хоботовой-Атанаевой Л.И.
по апелляционной жалобе административного истца Мусихиной Н.С. на решение Абаканского городского суда от 24 ноября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения административного истца Мусихиной Н.С., ее представителя Микляева Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, административного ответчика врача-фтизиатра Хотобовой-Атанаевой Л.И., представителей административных ответчиков ГБУЗ "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер" Саражаковой В.А., Министерства здравоохранения "данные изъяты" Аданаковой И.А., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусихина Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий и справки от ДД.ММ.ГГГГ врача-фтизиатра ГБУЗ "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер" Хоботовой-Атанаевой Л.И., мотивируя требования тем, что в связи с отказом проведения её сыну А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пробы Манту ей было выдано направление на консультацию к врачу-фтизиатру для получения заключения. При посещении врача-фтизиатра административный истец предоставила необходимые документы, позволяющие выдать справку о состоянии здоровья ребенка. Врач-фтизиатр в отсутствие доказательств наличия показаний к медицинскому обследованию потребовал проведения дополнительных диагностических тестов по средствам туберкулинодиагностики и рентгеновского исследования несовершеннолетнего ребёнка. После отказа административного истца от проведения её сыну обследования выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, которая не может являться заключением о состоянии здоровья ребёнка, необходимым для посещения дошкольного учреждения.
Административный истец Мусихина Н.С., её представитель Микляев Д.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивали.
Административный ответчик Хоботова-Атанаева Л.И., представитель административного ответчика ГБУЗ "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер" Саражакова В.А., представитель административного ответчика Министерства здравоохранения "данные изъяты" Аданакова И.А. административный иск не признали, указывая на отсутствие нарушений закона врачом-фтизиатром.
Решением Абаканского городского суда от 24 ноября 2016 г. Мусихиной Н.С. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец Мусихина Н.С., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить. Анализируя действующее законодательство, указывает, что у врача-фтизиатра отсутствовала необходимость назначения несовершеннолетнему ребёнку рентгеновского исследования и имелась возможность применить альтернативные методы исследования, позволяющие дать объективное заключение о состоянии здоровья ребенка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Хоботова-Атанаева Л.И., представители административных ответчиков ГБУЗ "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер" Саражакова В.А., Министерства здравоохранения "данные изъяты" Аданакова И.А. просят решение суда оставить без изменения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
ГБУЗ "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер", являясь бюджетными учреждением, не относится к числу органов государственной власти или органов местного самоуправления, а врач-фтизиатр не наделен государственными или иными публично-властными полномочиями.
Следовательно, требования Мусихиной Н.С. о признании незаконными действия и справки врача-фтизиатра не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, поскольку подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством (п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ).
В силу п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
При вышеизложенных обстоятельствах в связи с нарушением норм процессуального права обжалуемое решение суда подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 24 ноября 2016 г. по настоящему делу отменить.
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Мусихиной Н.С., действующей в интересах несовершеннолетнего Мусихина А.Д., об оспаривании действий и справки врача-фтизиатра Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "данные изъяты" "Республиканский клинический противотуберкулёзный диспансер" Хоботовой-Атанаевой Л.И ...
Председательствующий
Страхова О.А.
Судьи
Редько Е.П.Паксимади Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.