Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего ***
судей ***, ***
при секретаре ***
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 октября 2016 года
по делу по иску В.С.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи ***, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.С.Ю. обратился с указанным иском к ответчику, в котором просил обязать ответчика произвести текущий ремонт подъезда *** жилого "адрес" в "адрес" Алтайского края в течение трех месяцев со дня вынесения решения суда, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В обоснование доводов ссылается на то, что В.С.Ю.В. является собственником жилого помещения *** многоквартирного дома по "адрес" в "адрес". Управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО "Экспресс Сервис". В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". Согласно п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт общего имущества. В соответствии с разделом 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить техническое обслуживание и текущий ремонт здания. В нарушение требований законодательства, управляющая компания в течение семи лет с момента начала обслуживания жилого дома истца ни разу не произвела ремонт подъездов жилого дома. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере 3 000 рублей.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 октября 2016 года постановленотребования В.С.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспресс Сервис" произвести текущий ремонт подъезда *** жилого "адрес" в "адрес" Алтайского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнив работы в объеме, установленном экспертным заключением от 30.08.2016г. ***.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспресс Сервис" в пользу В.С.В. компенсацию морального вреда в размере 100 рублей, штраф за удовлетворение требований в судебном порядке 50 руб., всего 150 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспресс Сервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы" расходы на проведение судебной экспертизы в размере 16800 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспресс Сервис" в доход муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Из обжалуемого решения суда не усматривается, за чей счет ответчик должен выполнить ремонтные работы по текущему ремонту подъезда *** за счет средств истца или других собственников многоквартирного дома. Общее собрание собственников помещений не принимало решение о необходимости проведения текущего ремонта общего имущества, а именно подъезда *** многоквартирного дома и источниках его финансирования. Заключением эксперта подтверждено отсутствие угрозы безопасности проживания в данном подъезде. Управляющей организацией не нарушена периодичность проведения текущего ремонта в пределах трех- пяти лет, так как дом находится в управлении с августа 2015г., а с исковым заявлением истец обратился в мае 2016г. Не соответствует действительности и материалам дела вывод суда о том, что у ООО "Экспресс Сервис" обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома возникла до внесения изменений в жилищное законодательство 04.06.2011г. Кроме того, суд должен был оставить без рассмотрения исковое заявление истца в связи с двумя его неявками.
В письменном возражении на апелляционную жалобу представители истца С.Е.А., Б.Н.А. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца С.Е.А. поддержал письменные возражения, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что истец В.С.Ю.В. является собственником "адрес" доме по "адрес" в "адрес" с 20.10.1992г. Данный дом находился в управлении ООО "Экспресс Сервис" с 01.08.2015.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с п. 2 названных Правил в состав общего имущества включаются, помимо прочего, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пункт 10 Правил устанавливает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт (пп. "З" п. 11 Правил).
В силу п. 18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.
В силу статьи 29 названного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
С 03.11.2003г. действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. N170, в которых установлены требования к содержанию общего имущества жилищного фонда.
Приложением N7 к указанным Правилам установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в частности в п. 7 указаны работы по восстановлению или замене отдельных элементов и участков лестниц, в п.10 внутренняя отделка восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах.
Согласно п. 2.3.4. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003г. N170 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11.1 Правил).
В соответствии с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией. Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
Судом установлено, что ООО "Экспресс Сервис" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: "адрес" с 01.08.2015.
Как отражено в экспертном заключении судебной строительно-технической экспертизы от 11.08.2016, проведенной в ходе рассмотрения дела, анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что при проведении экспертного осмотра в подъезде *** выявлены повреждения штукатурки, побелки, окраски масляными составами, полов, перильных ограждений, деревянного дверного блока с окраской масляными составами, имеется необходимость в проведении конкретных ремонтно-строительных работ для устранения выявленных дефектов и повреждений, которые относятся к текущему ремонту.
ООО "Экспресс Сервис" не представило в суд доказательства принятия им всех необходимых и своевременных мер по выполнению возложенных на него договором обязательств по содержанию дома. Непроведение текущего ремонта подъезда *** указанного многоквартирного дома не оспаривалось ответчиком.
Имеющиеся недостатки являются ненадлежащим состоянием общего имущества в многоквартирном доме, требует проведения текущего ремонта.
Таким образом, ООО "Экспресс Сервис", осуществляя управление данным домом и получая плату за оказываемые услуги, тем не менее, не производило текущий ремонт подъезда *** данного дома.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выявленные повреждения дома обусловлены ненадлежащим исполнением ООО "Экспресс Сервис" обязательств по договору управления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома обязательно решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не исключает обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества жилого дома, не освобождает ответчика от обязанности выполнения указанных работ и исполнения принятых по договору обязательств.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 разъяснено, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В силу прямого указания в самом постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, содержащееся в постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.
В настоящее время оно является обязательным и применяется в том числе судами общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, а также то, что необходимые ремонтно-строительные работы относятся к текущему ремонту и не выходят за рамки Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, доводы жалобы ответчика о необходимости проведения общего собрания собственников по вопросу принятия решения о текущем ремонте подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследовался вопрос о финансировании ремонтных работ, не влияет на законность вынесенного решения суда первой инстанции.
Кроме того, согласно пунктам 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом, заключенном между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения предусмотрена частью 1 статьи 39, статьей 153, частью 2 статьи 154 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет собственников помещений путем внесения платы, поступающей от собственников помещений на содержание и текущий ремонт.
В случае недостаточности финансирования ООО "Экспресс Сервис" не лишено возможности решить вопрос о дополнительном финансировании ремонтных работ путем постановки данного вопроса на общем собрании собственников жилья. Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что у ООО "Экспресс Сервис" обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома возникла до внесения изменений в жилищное законодательство 04.06.2011г. заслуживает внимания, однако на правильность постановленного решения не влияет, от обязанности ООО " Экспресс Сервис" по проведению текущего ремонта не освобождает.
Доводы жалобы о том, что суд должен был оставить без рассмотрения исковое заявление истца в связи с двумя его неявками, судебная коллегия отклоняет, поскольку основаны на ошибочном применении ст. 222 ГПК РФ.
Иных доводов, которые опровергают выводы суда и могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 20 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.