Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Храмцовой В.А.
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истцов Темниковой Н. П., Пятковой М. В., Шестаковой С. В. - Пьянкова Д. А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. по делу по иску
Темниковой Н. П., Пятковой М. В., Шестаковой С. В. к администрации "адрес" о возложении обязанности выкупить жилые помещения.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Темникова Н.П., Пяткова М.В., Шестакова С.В. обратились в суд с иском, указав в его обоснование на то, что им принадлежат на праве собственности жилые помещения в "адрес" в "адрес". Указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании заключения межведомственной комиссии администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ. В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом включен не был. ДД.ММ.ГГ произошел пожар, в результате которого многоквартирный жилой дом по "адрес" сгорел. Установить лицо, причастное к возникновению данного пожара не представилось возможным. Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций жилого "адрес" от ДД.ММ.ГГ, подготовленному ООО "Промгражданпроект", сгоревший жилой "адрес" в "адрес" оценивается как аварийный, дом практически полностью разрушен, непригоден для проживания, остатки строительных конструкций подлежат сносу.
В настоящее время согласно переписке с администрацией "адрес", им отказано в предоставлении какого-либо жилья, а предложений о выплате компенсации за жилье не поступало.
Полагают, что реализация их жилищных прав возможна путем предоставления им либо компенсации, либо равнозначного жилого помещения.
Истцы, после неоднократных уточнений, просили обязать администрацию "адрес" выкупить: у Шестаковой С.В. ? доли на "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м, у Темниковой Н.П. - "адрес" площадью "данные изъяты".м, выкупить у Темниковой Н.П. "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., у Пятковой М.В. - ? долю в праве собственности на "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенные в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим реконструкции, по адресу: "адрес", по стоимости рыночной оценки "данные изъяты" руб. за "данные изъяты" кв.м.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. в удовлетворении исковых требований Темниковой Н. П., Пятковой М. В., Шестаковой С. В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истцов Темниковой Н.П., Пятковой М.В., Шестаковой С.В. Пьянков Д.А. просит решение отменить, принять новое, которым исковые требования истцов удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что согласно переписке с администрацией "адрес" им отказывают в предоставлении какого-либо жилья, а предложений о выплате компенсации за жилье не поступило. Реализация жилищных прав возможна путем предоставления либо компенсации, либо равнозначного жилого помещения, т.к они не являются участниками региональной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, дом сгорел по независящим от них обстоятельств, у них отсутствует иное жилье, дом в настоящее время восстановлению не подлежит.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика администрации "адрес" Сагадеевой Д.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч.3 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" бремя содержания выявленного объекта культурного наследия несет его собственник.
Пунктом 45 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры предусмотрено, что снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.
Судом установлено, что "адрес" в "адрес" представляет собой двухэтажный многоквартирный жилой дом, состоящий из 7 квартир. Квартира *** площадью "данные изъяты".м и "адрес" площадью "данные изъяты".м принадлежат на праве собственности - Темниковой Н.П., "адрес" площадью "данные изъяты".м - Пятковой М.В., Сысоеву Г.О., Пятковой Н.В., Пяткову А.В. (по ? доли каждому), "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м - Ивлевой Е.А., Ивлевой О.В., Ивлеву М.В., Ивлеву В.С. (по ? доли каждому), "адрес" площадью "данные изъяты".м - Шестаковой О.В., Шестаковой С.В. (по ? доли каждой). Квартира *** площадью "данные изъяты".м и "адрес" площадью "данные изъяты".м, расположенные в "адрес" в "адрес" являются объектами муниципальной собственности, что подтверждается выпиской *** от ДД.ММ.ГГ из реестра объектов муниципальной собственности "адрес" (т.2 л.д. 45-46).
Согласно заключению межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГг. многоквартирный "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции (т.2 л.д.13-14).
ДД.ММ.ГГг. в "адрес" в "адрес" произошел пожар, что подтверждается справкой ФГКУ "2 отряд ФПС по Алтайскому краю", актом о пожаре от ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д. 20-21).
В связи с пожаром администрацией "адрес" заключены договоры краткосрочного найма жилых помещений: с Темниковой Н.П. на комнату *** по "адрес"; с Шестаковой С.В. - на "адрес"; с Пятковой Н.В. - на комнату *** по "адрес" с включением в договор члена семьи сына Пяткова А.В. (т.1 л.д. 126, 127, 182-183).
Из заключения ООО "Промгражданпроект" от ДД.ММ.ГГ. о техническом состоянии строительных конструкций жилого "адрес" от ДД.ММ.ГГг. следует, что в результате проведенного обследования техническое состояние жилого "адрес" в "адрес" оценивается как аварийное, дом практически полностью разрушен, непригоден для проживания, остатки строительных конструкций подлежат сносу (т.1 л.д.23-25).
По сообщению Управления Алтайского края по культуре и архивному делу от ДД.ММ.ГГ. на основании постановления "адрес"вого Законодательного Собрания *** от ДД.ММ.ГГг. "Об историко - культурном наследии Алтайского края" жилой "адрес" в "адрес" является объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом", 1907г. На основании ч. 3 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации" данный памятник в настоящее время является объектом культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (т.2 л.д. 47-54).
В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда жилой "адрес" в "адрес" не включен.
ДД.ММ.ГГ. МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации "адрес"" в адрес собственников жилых помещений было направлено извещение о необходимости проведения общего собрания собственников жилых помещений по "адрес" в "адрес" об изготовлении проектной документации, порядке несения расходов и выполнения работ по реконструкции дома силами собственников и за счет собственных средств (т.1 л.д.132-133).
В материалах дела нет данных о том, что собственники жилых помещений в жилом "адрес" в "адрес" приняли решение о проведение реконструкции либо об отказе от ее проведения.
Не представлено истцами при рассмотрении дела и доказательств тому, что органом местного самоуправления принято решение об изъятии жилых помещений и земельного участка по "адрес" в "адрес".
Исходя из того, что предварительная процедура, которая предшествует выкупу жилья, не проведена, орган местного самоуправления не принимал решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен жилой дом по "адрес" в "адрес", а также решения об изъятии каждого жилого помещения, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем жильцам, суд обоснованно отказал истцам в иске.
В отношении бездействия органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ, судом в решении дано мотивированное суждение.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, т.к апеллянтом неправильно понимаются нормы материального права, они не имеют правового значения, что в силу ст.330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя истцов Темниковой Н. П., Пятковой М. В., Шестаковой С. В. - Пьянкова Д. А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.