Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего ***
судей ***., ***
при секретаре ***
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2016 по делу по иску Г.В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи ***, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.В.В. обратился в суд с требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал на то, что 17 мая 2016 года обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ в связи с работой в районах Крайнего Севера и работой с тяжелыми условиями труда.
14 июля 2016 Управлением принято решение об отказе в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Решением пенсионного органа отказано во включении периода работы в качестве футеровщика с 11 июля 1989 года по 29 июля 1993 года, так как право на досрочное назначение пенсии футеровщикам не предоставлено; период прохождения военной службы по призыву с 15 мая 1978 года по 05 мая 1981 года, поскольку он (истец) поступил на работу в районах Крайнего Севера позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая решение об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, неоднократно уточняя исковые требования, истец окончательно просил признать незаконным решение пенсионного органа от 14 июля 2016 года;
возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения военной службы по призыву с 10 мая 1978 года по 05 мая 1981 года в районах Крайнего Севера, период работы в Барнаульском ПО "Алтайпрессмаш" в качестве футеровщика печей с 11 июля 1989 года по 29 июля 1993 года,
в страховой и специальный стаж - период работы с 03 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года в АО "Арктикморнефтегазразведка" (данный период ошибочно не указан в трудовой книжке);
возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты обращения в пенсионный орган - 17 мая 2016 года.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2016 исковые требования удовлетворены частично.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность включить в страховой стаж Г.В.В. период работы с 04 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года, в специальный стаж по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" - период прохождения военной службы с 10 мая 1978 года по 05 мая 1981 года, периоды работы с 04 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года, с 11 июля 1989 года по 29 июля 1993 года.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность назначить Г.В.В. досрочно страховую пенсию по старости по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 мая 2016 года.
В остальной части иска отказано.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края в пользу Г.В.В. взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края просит об отмене решения в части включения периода прохождения службы в армии с 10.05.1978 по 05.05.1981 и применения норм закона о суммировании периодов работы в районах Крайнего Севера с периодами работы по Списку N1 и N2, ссылаясь на то, что суд при разрешении спора не учел, что при приравнивании периода службы в армии к периодам работы в районах Крайнего Севера, по нормам законодательства, действовавшего в период прохождения службы, специальный стаж по Списку N1 и N2 не суммируется к периодам работы в районах Крайнего Севера. Учитывая это, при исключении из стажа работы в районах Крайнего Севера периода службы в армии по названным основаниям стаж истца на дату обращения в пенсионный орган 17.05.2016 составит 11 лет 4 месяца 12 дней, при требуемом стаже не менее 11 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в апелляционной инстанции истец Г.В.В., его представитель Б.Л.П. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В силу пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2, 6 и 7 ч.1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона N400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст.30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Кроме того, согласно п.п.2,3 Правил исчисления периодов работы, дающей праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 (которые применяются и после вступления в силу Федерального закона N400-ФЗ), к периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 11 пункта 2) суммируются периоды работы с вредными, тяжелыми условиями труда (подпункт 1,2 пункта 2).
Таким образом, при определении права на досрочное назначение пенсии по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона N400-ФЗ учитываются все периоды работы в районах Крайнего Севера и работы по Спискам NN1,2.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Г.В.В., 02 января 1960 г.р., проходил службу в военном морском флоте СССР с 10 мая 1978 года по 05 мая 1981 года, в дальнейшем и работал как в районах Крайнего Севера, так и в организациях в Алтайском крае на различных должностях с тяжелыми условиями труда.
17 мая 2016 года Г.В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как указано в решении).
Решением Управления от 14 июля 2016 года Г.В.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Страховой стаж работы определен в размере 37 лет 2 месяца 4 дней.
Стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом суммирования с работами по Списку N2 определен в размере 7 лет 2 месяцев 23 дней.
В стаж работы по Списку N2 пенсионным органом включен только период с 11 июня 1986 года по 10 июля 1989 года электромонтером ПО "Алтайпрессмаш", остальные периоды (кроме спорных) включены как работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Удовлетворяя иск, суд возложил на ответчика обязанность включить в страховой стаж Г.В.В. период работы с 04 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года в ЭСМУ "Арктикморнефтегазразведка", в специальный стаж по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ периоды работы с 04 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года в ЭСМУ "Арктикморнефтегазразведка", с 11 июля 1989 года по 29 июля 1993 года футеровщиком в ПО "Алтайпрессмаш".
Решение суда в этой части иска ответчиком не оспаривается, поэтому по правилам ст.327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
Кроме того, при разрешении иска, суд обязал ответчика, включить в специальный стаж истца по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы с 10 мая 1978 года по 05 мая 1981 года в районах Крайнего Севера.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд при разрешении спора не учел, что при приравнивании периода службы в армии к периодам работы в районах Крайнего Севера, по нормам законодательства, действовавшего в период прохождения службы, специальный стаж по Списку N1 и N2 не суммируется к периодам работы в районах Крайнего Севера, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В связи с включением периода работы с 04 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года периода работы в ЭСМУ "Арктикморнефтегазразведка" в специальный стаж, что ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции правильно признал обоснованными требования о зачете в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 10 мая 1978 года по 05 мая 1981 года.
Согласно архивной справке архивного отдела ФГКУ "Центральный архив" (на Северном флоте г.Североморск) от 07 сентября 2016 года Г.В.В. призван на военную службу Шарьинским РВК Костромской области 10 мая 1978 года, проходил военную службу в воинской части 40655, уволен в запас по приказу от 27 марта 1981 года N78. Войсковая часть 40655 в период с 01 октября 1978 года по 05 мая 1981 года дислоцировалась в п.Гранитный Мурманской области.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (в редакции на дату прохождения службы, не измененной в части места службы истца впоследствии) вся Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера, в стаж работы дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года (пунктом 2 которого установлена досрочная пенсия работникам Крайнего севера), если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Поскольку с даты окончания военной службы (05 мая 1981 года) и до поступления на работу в экспериметальное строительно-монтажное управление треста "Арктикморнефтегазразведка" (04 августа 1981 года) прошло менее 3 месяцев, период военной службы подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Доводы ответчика о недопустимости суммирования периода 1978-1981 г.г. и работы по Списку N1 обоснованно не приняты судом во внимание.
Согласно части 8 ст.13 Федерального закона N400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ст.14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (в том числе во вредных условиях труда) приравнивалась к работе в районах Крайнего Севера, т.е. законодательство на момент работы истца в должности футеровщика также предусматривало суммирование периодов работы по Списку N1 и в районах Крайнего Севера (к которым относилась и военная служба).
Часть 8 ст.13 Федерального закона N400-ФЗ регулирует вопросы включения того или иного периоды в стаж по ранее действовавшему законодательству, тогда как возможность суммирования различных периодов определяется на момент обращения за назначением пенсии.
Поскольку спорный период засчитан как работа в районах Крайнего Севера, на момент обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии допускается суммирование работы в районах Крайнего Севера и по Списку N1, суд правильно отклонил довод пенсионного органа о недопустимости суммирования указанных периодов.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленными законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.