Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Науменко Л.А.
судей Варнавского В.М. и Арбачаковой А.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе О.А.А.
на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску
О.А.А. к С.В.В. о признании права собственности на объект недвижимости
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.А.А. обратилась в суд с иском к С.В.В. о вынесении решения о признании предварительного договора основным договором купли-продажи, признании его исполненным и признании права собственности на нежилое помещение.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГ между ней и С.В.В. был заключен предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества: нежилого помещения магазина непродовольственных товаров " "данные изъяты"" и закусочную " "данные изъяты"", общей площадью 88,70 кв.м.
По условиям этого договора стоимость продаваемого нежилого помещения составляет 1 000 000 руб..
В момент подписания договора, в счет оплаты стоимости приобретаемого нежилого помещения, она передала С.В.В. 800 000 руб., о чем была составлена расписка от ДД.ММ.ГГ. Согласно п. 1.6 вышеуказанного договора, фактическая передача помещения будет осуществлена при подписании данного договора.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГ в счет оплаты стоимости покупаемого имущества были уплачены еще 200 000 руб ... Таким образом, были выполнены обязательства по предварительному договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ, заключенного с ответчиком, а также уплачена вся стоимость продаваемого имущества. Ответчик же, в свою очередь допустила истца в спорное помещение, передав все полномочия пользования данным помещением.
Однако, ответчик, получив всю стоимость продаваемого имущества, уклоняется от заключения с ней договора купли-продажи недвижимого имущества, и регистрации перехода права собственности на фактически проданное недвижимое имущество.
Договором, расписками от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, допуском истца в помещение по "адрес", фактически был исполнен договор купли-продажи. Она оплатила всю стоимость приобретаемого имущества, а ответчик предоставила нежилое помещение по "адрес", которым истец пользуется до настоящего времени, несет расходы по его содержанию, фактически исполняет правомочия собственника. Таким образом, предварительный договор от ДД.ММ.ГГ содержит все существенные условия договора купли-продажи и может считаться таковым. Однако ответчик уклоняется от регистрации перехода права собственности на фактически проданное недвижимое имущество, тем самым нарушает вышеуказанные нормы гражданского законодательства, имущественные права истца, удерживая у себя принадлежащие истцу денежные средства и не предоставляя в собственность фактически проданное имущество.
Ответчик С.В.В. и её представитель в судебном заседании заявленные требования не признали.
Решением "адрес" суда от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены были без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене судебного решения, указывая на то, что суд в решении сослался на решение суда, которое не вступило в законную силу.
Договор аренды помещения прекратил силу в момент подписания договора купли-продажи помещения.
Ответчица уклоняется от заключения основного договора купли-продажи и срок ею пропущен по вине ответчицы.
Так же суд не дал оценки тому, что договор фактически исполнен и по содержанию предварительный договор является основным договором купли-продажи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя ответчика, судебная коллегия решение суда оставляет без изменения.
Согласно ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между сторонами заключен договор, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательство заключить договор купли-продажи нежилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГ на условиях этого договора.
Данный договор, вопреки доводам жалобы, является предварительным, поскольку несет в себя обязательство сторон по заключению основного договора купли-продажи помещения в будущем.
При этом на продавце до заключения основного договора лежит обязанность подготовить пакет документов на это помещение.
Договор обеспечен задатком в размере 800 000 рублей.
Оплата произведена покупателем ДД.ММ.ГГ в размере 800 000 рублей и ДД.ММ.ГГ в размере 200 000 рублей.
Однако, условия предварительного договора не предусматривали оплату в полном размере стоимости объекта недвижимости.
И произведенная оплата полной стоимости помещения не может свидетельствовать о заключении договора купли-продажи этого помещения.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Таким образом, право собственности на помещение могло возникнуть у покупателя только на основании сделки по отчуждению этого помещения.
Поскольку основной договор не заключен в установленный срок и никто из сторон не потребовал заключения договора, то обязательства по нему прекратились.
Таким образом, суд обоснованно отказал в иске.
Руководствуясь ст.ст. 327 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы О.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.