Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Бусиной Н.В., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре П.А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика МО МВД России "Заринский" на решение Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску А.В.М. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Заринский" о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении в выслугу лет периодов работы в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.В.М. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать расчет выслуги лет для назначения пенсии незаконным; включить в выслугу лет периоды работы в льготном исчислении.
В обоснование заявленных требований указал, что является действующим сотрудником полиции.
ДД.ММ.ГГ обратился с рапортом о предоставлении ему расчета выслуги лет для получения документального подтверждения порядка исчисления стажа работы, на что получил ответ, в котором указано, что не засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности "данные изъяты", подозреваемых и обвиняемых ОВД по "адрес" Алтайского края;
с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. в должности "данные изъяты" МО МВД России "Заринский".
При этом периоды службы в ИВС не засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении, так как занимаемые истцом должности не входят в перечень должностей, утвержденных приказом МВД N 640 от 09.10.2004, дающих право на исчисление льготного стажа, поэтому льготная выслуга у истца идет только с ДД.ММ.ГГ.
На дату ДД.ММ.ГГ выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 06 месяцев 10 дней, в льготном 21 год 06 месяцев 10 дней.
В этой связи истец просил признать произведенный МО МВД России "Каменский" Алтайского края расчет выслуги лет для назначения ему пенсии незаконным, и обязать ответчика засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца службы периоды:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности "данные изъяты" ОВД по "адрес" Алтайского края;
с ДД.ММ.ГГ по 31.12.2014г. в "данные изъяты" МО МВД России "Заринский".
Решением Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. исковые требования А.В.М. удовлетворены.
На МО МВД России "Заринский" Алтайского края возложена обязанность засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы периоды службы А.В.М.:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - в должности "данные изъяты" дел по "адрес" Алтайского края;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности "данные изъяты" МО МВД России "Заринский".
В апелляционной жалобе ответчик МО МВД "Заринский" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. В частности, поскольку ни одна из занимаемых в оспариваемый период истцом должностей в утвержденный Приказом МВД России 09.10.2004г. N640 Перечень не входит, оснований для исчисления выслуги лет в льготном исчислении не имеется.
Также указывает, что из представленных в материалы дела должностных инструкций следует, что в обязанности истца функции по конвоированию и охране подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не входили.
Обращает внимание, что истец проходил службу в спорные периоды времени в отделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОВД по "адрес" и МО МВД России "Заринский", то есть отдела внутренних дел, а не отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Все ссылки суда в решении на законодательные и иные нормативные правовые акты затрагивают правоотношения между органами внутренних дел и увольняемыми, либо уволенными из органов внутренних дел по выслуге лет на пенсию, однако от истца рапорт об увольнении не поступил, в связи с чем нормативные-правовые акты не должны были приниматься при вынесении решения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно определилматериальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Так, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ" (далее по тексту Постановление от 22.09.1993 N941).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N690 "О внесении дополнения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941" дополнен подпункт "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 N941 абзацем следующего содержания - право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001.
Приказом Министра внутренних дел России от 09.10.2004 N640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в котором включены заместители командира роты по воспитательной работе.
Судом установлено, в период с апреля 2008 года по настоящее время А.В.М. проходит службу в органах внутренних дел на различных должностях, в том числе в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - в должности "данные изъяты" ОВД по "адрес" Алтайского края; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности "данные изъяты" МО МВД России "Заринский".
Выслуга лет в календарном исчислении согласно расчету по состоянию на ДД.ММ.ГГ составила 18 лет 06 месяцев 10 дней, в льготном исчислении 21 год 06 месяца 10 дней, периоды службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ засчитаны как один к одному. Указанный расчет сделан МО МВД России "Заринский" в ответ на обращение А.В.М.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основе правильного применения норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на исчисление выслуги лет в спорные периоды из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку занимаемая истцом должность (милиционера "данные изъяты" ОВД по "адрес" Алтайского края) в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ соответствовала требованиям абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления от ДД.ММ.ГГ N 941, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 690, в связи с чем, возможность льготного исчисления истцу выслуги лет прямо предусмотрена законом.
Так же несостоятелен и довод апелляционной жалобы о несоответствие занимаемой истцом должности, названному Перечню, утвержденному Приказом Министра внутренних дел России от ДД.ММ.ГГ N 640.
В соответствии с Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N640, должность милиционер-водитель (строка 19) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания предусмотрена для льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии.
Пунктом 3 приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГ N 490 Перечень должностей дополнен разделами "Отделение (группа) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС" и "Отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, дислоцирующаяся отдельно от горрайоргана внутренних дел".
В связи, с чем сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в конвойных отделениях районного органа МВД России, имеющего ИВС, на должностях, предусмотренных Перечнем должностей для изоляторов временного содержания, при назначении пенсий имеют право на зачет времени данной службы в выслугу лет на льготных основаниях.
Пункт 3 Приложения не лишает их этого права, он расширяет перечень должностей, обеспечивая реализацию такого же права сотрудниками, проходившими службу в отделениях (группах) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых территориального органа МВД России на районном уровне, не имеющего ИВС.
Из анализа типового штатного расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1 к приказу) следует, что его составной частью является штат работников взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Согласно пункту 2 примечания 1 к данному расписанию допускается возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС.
В приложениях N 2 - 5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников (городского) районного органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.
Следовательно, взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющем ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Пункт 3 Приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГ N490 не отменяет и не ограничивает право указанных сотрудников органов внутренних дел на включение при назначении пенсий в выслугу лет в льготном исчислении периода, в течение которого они выполняли должностные обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Данным пунктом устранен пробел в правовом регулировании, Перечень должностей дополнен разделом, позволяющим реализовать право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий тем сотрудникам органов внутренних дел, которые проходили службу в названных отделениях (группах), создаваемых в соответствии с пунктом 2 примечания 1 приложения N 1 к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГ N309 в горрайоргане (линейном органе) органа внутренних дел, не имеющего ИВС.
Поэтому отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Действующая с ДД.ММ.ГГ редакция Перечня содержит наименование должностей: полицейский, (милиционер), полицейский (водитель), (милиционер-водитель) взвода (отделения) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, а также полицейский изолятора временного содержания. При этом примечанием к Перечню, установлено условие для указанных должностей - непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после ДД.ММ.ГГ.
Законодатель не предусматривает взаимосвязи при расчете выслуги лет в льготном исчислении с необходимостью учитывать только фактические дни, при которых истец осуществлял обязанности по конвоированию. Обязанность по конвоированию обвиняемых и подозреваемых закреплена в должностных инструкциях истца, количество фактически осуществленных выводов не имеет значения и может отличаться в связи с разной служебной нагрузкой в различных полицейских подразделениях.
Анализ названных ведомственных нормативных актов позволяет сделать вывод, что отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Должность "данные изъяты" которую занимал истец, упомянутым Перечнем должностей предусмотрена. То обстоятельство, что ИВС и входящее в его состав конвойное отделение (взвод), ранее были отнесены штатным расписанием к охранно-конвойной службе, правового значения не имеет, поскольку в таком случае ответчик должен был представить доказательства наличия отдельного штата сотрудников для такой службы в штатном расписании ОВД.
Из материалов же дела усматривается, что структурным подразделением ОВД является именно изолятор временного содержания, в состав которого входило конвойное отделение (взвод, служба).
То обстоятельство, что служба по должности "данные изъяты" в перечисленные истцом периоды была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подтверждается представленной должностной инструкцией.
Доводы жалобы об отсутствии у истца права на зачет выслуги лет в льготном исчислении в связи с тем, что он является действующим сотрудником МО МВД России "Заринский" основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, в соответствии с п.8, 17 ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 3-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГ) сотрудник полиции имеет право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Вышеуказанные права сотрудника полиции предусмотрены п.8, 17 ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МО МВД России "Заринский" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.