Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Зацепина Е.М., Знаменщикова Р.В.,
при секретаре Клименко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Пермяковой Татьяны Алексеевны на решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 23 ноября 2016 года
по делу по административному иску Пермяковой Татьяны Алексеевны к администрации Ленинского района г. Барнаула о признании незаконными действия по отказу в согласовании проведенных перепланировки и переустройства, в переводе нежилого помещения в жилое.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
установила:
Пермякова Т.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Барнаула с иском к администрации Ленинского района г. Барнаула, в котором просила признать незаконными действия административного ответчика по отказу в согласовании проведенных перепланировки и переустройства квартиры "адрес", выраженном в постановлении N 522 от 20 мая 2016 года; по отказу в переводе нежилого помещения в жилое по указанному адресу, выраженном в постановлении N 725 от 07 июля 2016 года.
В обоснование требований указала, что 01 января 2010 года между ней и Федеральным государственным унитарным предприятием организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство имени В.В. "данные изъяты" (далее ФГУП "данные изъяты") заключен договор N 2 найма жилого помещения - квартиры ***1, расположенной по адресу: "адрес". Вместе с тем, согласно правоустанавливающих документов, вышеназванное помещение, общей площадью 47,5 кв.м., не является жилым. Ею в указанном помещении была проведена перепланировка и переустройство, в связи с чем, полагая возможным перевод нежилого помещение в жилое, она обратилась с соответствующим заявлением в администрацию Ленинского района г. Барнаула Алтайского края. Постановлениями N 522 от 20 мая 2016 года и N 725 от 07 июля 2016 года ей было отказано в согласовании проведенной перепланировки и переустройства и в переводе нежилого помещения в жилое. Полагая, данные отказы нарушающими ее право на пользование помещением, переданным ей наймодателем по договору N 2 от 01 января 2010 года, обратилась в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от 23 ноября 2016 года административное исковое заявление Пермяковой Т.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Пермякова Т.А., действуя через представителя Михайлина А.В., просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что право собственности на вышеуказанное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, в связи с чем у Пермяковой Т.А. не возникло обязанности доказывать согласие собственника на перепланировку и переустройство, а также на перевод из нежилого помещения в жилое. Судом не принято во внимание, что представитель ФГУП "данные изъяты" в ходе судебного заседания не возражал против произведенных Пермяковой Т.А. действий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Пермякова Т.Н. и Михайлин А.В. настаивали на удовлетворении жалобы, представитель административного ответчика Ичанский А.Е. возражал против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения по следующим основаниям.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 08 апреля 2009 года на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года, нежилое здание с пристроями, общей площадью 868,5 кв.м. Литер А, А1, А2, расположенное по адресу: "адрес" является собственностью Российской Федерации.
Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 23 сентября 2009 года на основании договора о закреплении за федеральным государственным предприятием федерального имущества на праве хозяйственного ведения *** от 05 июня 2009 года следует, что субъектом права на указанное нежилое здание является ФГУП "данные изъяты".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20 июля 2016 года ФГУП "данные изъяты" признано несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим утвержден Колясин Е.В.
На основании договора найма жилого помещения N 2, вступившим в силу с 01 января 2010 года ФГУП "данные изъяты" в лице директора Елагина Д.В. жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 47 кв.м., позиция 5,6,9 технического паспорта предоставлено во владение и пользование для проживания в нем Пермяковой Т.А. и членам ее семьи из "данные изъяты" человек.
Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на 16 января 2013 года в указанном помещении произведены самовольные перепланировка и переустройство, в результате общая площадь помещения увеличилась до 47, 20 кв.м.
10 мая 2016 года Пермякова Т.А. обратилась в администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки помещения по адресу: "адрес". К заявлению приложила договор найма жилого помещения, пунктом 3.4.3 которого на нанимателя возложена обязанность производить переустройство, перепланировку жилого и подсобных помещений, переустановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования в целях повышения благоустройства жилых помещений и с согласия наймодателя, копию выписки из технического паспорта.
Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от 20 мая 2016 года N 522 со ссылкой на ст.ст. 26, 27, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, подраздел 8 раздела II Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", утвержденного постановление администрации г. Барнаула от 25 декабря 2014 года N 2713 Пермяковой Т.А. отказано в согласовании проведенных перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу: "адрес", на том основании, что выписка из технического паспорта жилого помещения свидетельствует о фактически проведенных перепланировке и переустройстве, при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение органа местного самоуправления соответствует требованиям законодательства.
Данный вывод суда нельзя признать правильным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ органа, осуществляющего согласование перепланируемого помещения, подтверждающий принятие решения о согласовании такой перепланировки (ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случаях:
1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст.26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Частью 2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Между тем, оспариваемый ответ администрации г.Барнаула не мотивирован и не содержит убедительных доводов в обоснование отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные ст. ст. 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в то время как основания к отказу в согласовании переустройства и перепланировки по ч.6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
С учетом изложенного, немотивированный отказ в согласовании проведенных перепланировки и переустройства является незаконным и нарушает права заявителя.
14 июня 2016 года Пермякова Т.А. обратилась в администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением о переводе нежилого помещения по адресу: "адрес" в жилое. К заявлению приложила выписку из технического паспорта на указанное помещение; договор найма жилого помещения.
Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на 16 января 2013 года в указанном помещении произведена смена назначения из нежилого в жилое.
Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от 07 июля 2016 года N 725 со ссылкой на ст.ст. 22,23,24 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 9.1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", утвержденного постановление администрации г. Барнаула от 10 ноября 2015 года N 2111 Пермяковой Т.А. отказано в переводе нежилого помещения ***, расположенного на 1-м этаже в многоквартирном доме по адресу: "адрес", на том основании, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на переводимое помещение, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право на переводимое помещение не зарегистрировано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу о законности данного решения, поскольку обращение с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое возможно только при согласии собственника помещения на совершения вышеназванных действий при том, что доказательств получения Пермяковой Т.А. согласия собственника не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения и жилое допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Положениями статей 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации определены условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, которые осуществляются органом местного самоуправления при условии предоставления собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом документов, установленных ч. 2 ст. 23 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 ч. 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные п.2 части 2 настоящей статьи (п.2.1 в редакции, действующей на день вынесения постановления об отказе Пермяковой Т.А. в переводе нежилого помещения в нежилое).
Основания к отказу в переводе нежилого помещения в жилое помещение указаны в ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно ч.1 названной статьи отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи ( ч. 2 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования к перечню документов и основания к отказу в переводе нежилого помещения в жилое установлены в п.п. 6.1, 6.2, 7.1, 9.1 - 9.1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение", являющегося приложением к Постановлению Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение".
Из вышеприведенных норм следует, что вопрос о переводе нежилого помещения в жилое может быть разрешен только по заявлению собственника данного помещения или уполномоченного собственником лица при условии предоставления необходимого перечня документов, в том числе правоустанавливающих.
Как следует из материалов дела, в установленном порядке администрацией Ленинского района г. Барнаула со ссылкой на п. 2.1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации Пермяковой Т.А. предложено представить правоустанавливающие документы на квартиру, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: "адрес" отсутствуют.
Как видно из постановления администрации Ленинского района г. Барнаула от 07 июля 2016 года N 725 Пермяковой Т.А. отказано в переводе нежилого помещения ввиду непредставления по предложению Администрации Ленинского района г. Барнаула правоустанавливающих документов на переводимое помещение при том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право на переводимое помещение не зарегистрировано.
Между тем, администрацией при вынесении постановления не учтено, что нежилое здание с пристроями, общей площадью 868,5 кв.м. Литер А, А1, А2, расположенное по адресу: "адрес" является собственностью Российской Федерации.
Указанное нежилое здание на основании договора о закреплении за федеральным государственным предприятием федерального имущества на праве хозяйственного ведения *** от 05 июня 2009 года принадлежит ФГУП "данные изъяты".
К заявлению о переводе нежилого помещения в жилое Пермяковой Т.А. был приложен договор найма ***, вступивший в силу с 01 января 2010 года, заключенный между ФГУП "данные изъяты" в лице директора Елагина Д.В. и Пермяковой Т.А. о предоставлении во владение и пользование для проживания Пермяковой Т.А. и членам ее семьи помещения по адресу: "адрес", площадью 47 кв.м., позиция 5,6,9 технического паспорта.
Пунктом 3.4.3 договора предусмотрено, что наниматель обязан производить переустройство, перепланировку жилого и подсобных помещений, переустановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования только в целях повышения благоустройства жилых помещений и согласия наймодателя.
Таким образом, вопрос о возможности перевода нежилого помещения в жилое по заявлению Пермяковой Т.А. разрешен администрацией Ленинского района г. Барнаула без учета конкретных обстоятельств.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ в переводе нежилого помещения в жилое нельзя признать законным и соответствующим требованиям ч.2 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, вынесенное по делу решение районного суда об отказе в удовлетворении искового требования Пермяковой Т.А. к администрации Ленинского района г. Барнаула о признании незаконными отказов в согласовании проведенных перепланировки и переустройства, в переводе нежилого помещения в жилое нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований Пермяковой Т.А.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца судебная коллегия возлагает на административного ответчика обязанность в течение месяца с момента вынесения апелляционного определения повторно рассмотреть заявления Пермяковой Т.А. и вынести по ним мотивированные решения.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 23 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований Пермяковой Татьяны Алексеевны.
Признать незаконными постановления N 522 от 20 мая 2016 года администрации Ленинского района г. Барнаула об отказе в согласовании проведенных перепланировки и переустройства квартиры *** по "адрес"; N 725 от 07 июля 2016 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
Обязать администрацию Ленинского района г. Барнаула в установленный законом срок повторно рассмотреть заявления Пермяковой Т.А. от 10 мая 2016 года о переустройстве и перепланировке помещения по адресу: "адрес"; от 14 июня 2016 года о переводе нежилого помещения в жилое по указанному адресу.
О принятом решении сообщить в суд и административному истцу в течение месяца со дня рассмотрения заявления.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.