Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу Шульжика А. Н. на вступившие в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 29 июля 2016 года, постановление судьи Алтайского районного суда Алтайского края от 30 июня 2016 года, которым
Шульжик А. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес", проживающий по адресу: "адрес", индивидуальный предприниматель, ИНН: ***
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности палаточного лагеря - места отдыха детей в природных условиях с использованием палаток по адресу: Алтайский край, в границах "адрес" на 90 суток с исчислением срока с 17 часов ДД.ММ.ГГ, с зачетом срока временного запрета деятельности с 18 часов 24 июня 2016 года до 17 часов 30 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 24 июня 2016 года, составленному начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в "адрес", Советском, Алтайском, Смоленском, Петропавловском, Солонешенском, "адрес"х Щ.А.С., ДД.ММ.ГГ в 11 часов 30 минут должностным лицом обнаружено, что на "адрес" индивидуальным предпринимателем Шульжиком А.Н. при организации отдыха и оздоровления детей в палаточном лагере (место отдыха в природных условиях с использованием палаток) допущены нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в:
- неуведомлении органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокуриха, Советском, Алтайском, Смоленском, Петропавловском, Солонешенском, Быстроистокском районах о месте размещения лагеря, сроках его открытия и заезда детей не менее, чем за один месяц (что не соответствует п. 1.8 СанПин 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа" (далее - СанПин 2.4.4.3048-13), утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 мая 2013 года N 28563);
- использовании открытых водных объектов для купания детей (организация экстремального туризма с участием детей - использование "тарзанок" над рекой) в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие объекта санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (что не соответствует п. 5.2 СанПин 2.4.4.3048-13);
- необозначении по периметру территории палаточного лагеря хорошо заметными знаками (флажки, ленты и пр.) и ее неогороженности (что не соответствует п. 2.4 СанПин 2.4.4.3048-13);
- открытии лагеря в отсутствие заключения о соответствии санитарным требованиям (что не соответствует п. 1.9 СанПин 2.4.4.3048-13);
- необеспечении источником питьевого водоснабжения (используется вода из трубчатой колонки, которая хранится в баках) и отсутствии питьевой воды промышленного производства (что не соответствует п. 2.3 СанПин 2.4.4.3048-13);
- необорудовании лагеря контейнерами с закрывающимися крышками, или иными емкостями, недоступными для грызунов и иных животных (имеется одно ведро) (что не соответствует п. 2.7 СанПин 2.4.4.3048-13);
- отсутствии в санитарно-бытовой зоне палаточного лагеря умывальников (имеется один рукомойник, используемый персоналом пищеблока, лагеря и детьми), места для мытья ног, стирки белья, сушки одежды (что не соответствует п. 7.1 СанПин 2.4.4.3048-13);
- отсутствии в лагере на 53 человека (дети и персонал) необходимого числа туалетов (что не соответствует п. 7.5 СанПин 2.4.4.3048-13);
- отсутствии на кухне фартуков, халатов, косынок не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне, баков и ведер с крышками для сбора пищевых отходов, необеспечении для скоропортящихся продуктов условий хранения при температуре не выше 6 градусов (что не соответствует п. 9.7 СанПин 2.4.4.3048-13);
- использовании для мытья столовой и чайной посуды, столовых приборов, мытья кухонной посуды и разделочного инвентаря таза без наличия маркировки (что не соответствует п. 9.14 СанПин 2.4.4.3048-13);
- отсутствии примерного меню на 5-10 дней в соответствии с рекомендуемой формой (что не соответствует п. 9.18 СанПин 2.4.4.3048-13), чем нарушены ст.ст. 11, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
По делу вынесено вышеуказанное постановление. При этом из объема вмененного правонарушения исключено указание на нарушение п. 1.9 СанПин 2.4.4.3048-13, выразившееся в открытии лагеря в отсутствие заключения о его соответствии санитарным требованиям.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 29 июля 2016 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба индивидуального предпринимателя Шульжика А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Шульжик А.Н. просит отменить вынесенные судебные постановления, ссылаясь на то, что в момент обнаружения должностным лицом указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений палаточный лагерь не работал, оборудование было частично демонтировано, дети на его территории не находились; при составлении протокола об административном правонарушении ни он, ни свидетели не присутствовали, в качестве понятого привлечен заместитель главы администрации Алтайского района Алтайского края, председатель комитета по образованию и делам молодежи Ч.С.В.; в протоколе о временном запрете деятельности N *** неверно указан ИНН; нарушение п. 1.8 СанПин 2.4.4.3048-13 допущено не было, поскольку уведомление соответствующего органа о месте размещения лагеря, сроках открытия и заезда детей было направлено в предусмотренный срок; факт нарушения п. 5.2 СанПин 2.4.4.3048-13 материалами не подтверждается, поскольку наименования водных объектов, используемых для купания детей, в протоколе об административном правонарушении не приведены, доказательств использования в качестве такового "адрес" не имеется; копии постановлений о возбуждении уголовного дела, принятии его к производству от 24 июня 2016 года и об избрании в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста от 27 июня 2016 года недопустимы как доказательства, поскольку приобщены судьей районного суда к материалам после рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании СанПин 2.4.4.3048-13 учредителю или собственнику палаточного лагеря необходимо уведомить орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о месте размещения лагеря, о сроках его открытия и заезда детей не менее чем за один месяц (п. 1.8).
Палаточный лагерь рекомендуется располагать в близи источника питьевого водоснабжения. При отсутствии источника питьевого водоснабжения может использоваться привозная питьевая вода или питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная) (п. 2.3).
Территория палаточного лагеря должна быть обозначена по периметру хорошо заметными знаками (флажки, ленты и прочее) или огорожена (п.2.4).
В непередвижном палаточном лагере предусматривают место для сбора и хранения мусора в контейнерах с закрывающимися крышками, или иных емкостях, недоступных для грызунов и иных животных, которые рекомендуется размещать на расстоянии не менее 25 метров от жилой зоны и пищеблока (п.2.7).
Использование открытых водных объектов для купания детей в непередвижных лагерях допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие объекта санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 5.2).
Санитарно-бытовая зона включает в себя умывальники, места для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды, туалеты, место сбора мусора. Рекомендуется оборудовать душевые (п. 7.1).
Туалеты в непередвижных палаточных лагерях располагаются на расстоянии не менее 25 метров от жилой зоны и пищеблока и не менее 50 метров от места купания, из расчета одно очко (размером не более 0,2 м x 0,3 м) на 20 человек раздельно для мальчиков и девочек. Не допускается устройство туалетов без крыши (навеса). Возле туалетов оборудуются рукомойники (п. 7.5).
В оборудование кухни также входят: баки, бачки, ведра (котлы), кастрюли, столовые приборы и другие предметы кухонного оборудования; фартуки, халаты, косынки не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне; баки и ведра с крышками для сбора пищевых отходов. Сточные воды отводятся от кухни и моечных в специальную яму. Сточные воды должны проходить через фильтр (ящик с решетчатым дном, наполненный соломой, стружками) (п. 9.7).
Для мытья столовой и чайной посуды, столовых приборов используются промаркированные емкости в количестве не менее 3; для мытья кухонной посуды и разделочного инвентаря выделяют отдельную промаркированную емкость (п. 9.14).
В палаточном лагере примерное меню составляется на 5 - 10 дней в соответствии с рекомендуемой формой (Приложение N 2) Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности каждого блюда. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается (п. 9.18).
Судами обеих инстанций установлено, что индивидуальным предпринимателем Шульжиком А.Н. при организации отдыха и оздоровления детей в палаточном лагере (место отдыха детей в природных условиях с использованием палаток), расположенном на вышеуказанной территории, допущены вышеуказанные нарушения санитарных правил и норм.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Шульжиком А.Н. вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.17-19), протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24 июня 2016 года (л.д.1-6), копиями рекламной информации о работе лагеря (л.д.10-15), протоколом о временном запрете деятельности *** от 24 июня 2016 года (л.д.20-22), оцененными судьями обеих инстанций по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В связи с этим вывод судьи районного суда о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Шульжика А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что в момент обнаружения должностным лицом указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений палаточный лагерь не работал, оборудование было частично демонтировано, дети на его территории не находились, опровергается вышеназванными доказательствами. Как усматривается из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении Шульжик А.Н. замечаний относительно того, что лагерь не работает, не указал. При этом 24 июня 2016 года в 10 часов возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что 23 июня 2016 года около 16 часов несовершеннолетний Г.В.В., находящийся на отдыхе в вышеуказанном детском лагере, раскачиваясь на "тарзанке", сорвался с указанного устройства и упал в р.Катунь, в результате чего его унесло вниз по течению реки (л.д.72).
Ссылка в жалобе на то, что при составлении протокола об административном правонарушении Шульжик А.Н. не присутствовал, опровергается содержанием такового.
Указания в жалобе на то, что при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовали свидетели, в качестве понятого при проведении осмотра территории лагеря привлечен заместитель главы администрации Алтайского района Алтайского края, председатель комитета по образованию и делам молодежи Ч.С.В., не свидетельствуют о нарушениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неверное указание в протоколе о временном запрете деятельности ИНН индивидуального предпринимателя Шульжика А.Н. является опиской.
Доводы жалобы о том, что уведомление соответствующего органа о месте размещения лагеря, сроках открытия и заезда детей было направлено в предусмотренный срок, "адрес" в качестве водного объекта для купания детей не использовалась, опровергаются вышеназванными доказательствами. При этом отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о наименовании водного объекта, используемого для купания детей, не является существенным нарушением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, притом что таковой достоверно установлен в ходе рассмотрения дела ( "адрес").
Довод заявителя о том, что копии постановлений о возбуждении уголовного дела, принятии его к производству от 24 июня 2016 года и об избрании в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста от 27 июня 2016 года недопустимы как доказательства, поскольку приобщены к материалам дела после вынесения постановления, не могут повлечь отмену либо изменение судебных актов. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Кроме того, в деле имеется достаточная совокупность иных доказательств виновности Шульжика А.Н. в совершении вмененного административного правонарушения.
Законность и обоснованность постановления судьи районного суда проверены судьей краевого суда в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.
При производстве по настоящему делу существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьями не допущено, в связи с чем оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Алтайского районного суда Алтайского края от 30 июня 2016 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 29 июля 2016 года оставить без изменения, жалобу Шульжика А. Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.