Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акулич В. С. на постановление судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 января 2017 года, которым
Акулич В. С., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка " ... ", проживающая по адресу: "адрес",
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному ст. инспектором ГИАЗ ОМВД России по г.Новоалтайску капитаном полиции Б.Т.А., ДД.ММ.ГГ в " ... " час. " ... " мин. Акулич В.С., находясь напротив здания зала прощания маркета ритуальных товаров и услуг " " ... "" по адресу: "адрес", совместно с Р.Г.А., Ф.О.Р., М.Е.В., Б.Д.Н., И.А.А. и другими неустановленными лицами около 20 человек по предварительной договоренности, имея единый умысел и цель на участие в публичном мероприятии в виде пикета, без подачи в установленном законом порядке уведомления о его проведении, находясь на расстоянии не более 50 метров друг от друга, высказывала протест по поводу деятельности зала прощаний маркета ритуальных услуг " " ... "", используя наглядную агитацию, тем самым нарушила ч.1 ст.7 Федерального закона N54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
Действия Акулич В.С. квалифицированы по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Акулич В.С. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения. В обоснование указывает, что ответственность за вмененное в вину правонарушение наступает в случае нарушения участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения, тогда как по протоколу в вину вменено нарушение уведомления органа исполнительной власти о проведении публичного мероприятия, которое осуществляет организатор мероприятия, а не участник.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав Акулич В.С., прихожу к выводу об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу.
Согласно части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N54-ФЗ).
Федеральный закон N54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Основанием для привлечения Акулич В.С. к ответственности по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило участие в публичном мероприятии в форме пикетирования, о проведении которого орган исполнительной власти уведомлен не был.
Вместе с тем доказательств того, что Акулич В.С. были допущены нарушения требований частей 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N54-ФЗ, материалы дела не содержат. Также в них отсутствуют сведения о том, что она является организатором данного мероприятия, и должна была соблюдать требования ч.1 ст.7 Федерального закона N54-ФЗ, как о том указано в протоколе об административном правонарушении.
Квалификация действий Акулич В.С. по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обжалуемом постановлении применительно к вышеприведенному правовому регулированию не мотивирована.
Выводы судьи о том, что совершенные Акулич В.С. действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение требований статьей 24.1 и 26.1 названного Кодекса не являются обоснованными.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, постановление судьи подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса).
Руководствуясь ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 января 2017 года в отношении Акулич В. С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.