Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.
при секретаре Галимовой З.М.,
с участием ФИО1. - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан,
в отсутствие законного представителя Общества с ограниченной ответственностью " ... ", извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " ФИО2. на решение судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2017 года, которым:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан Перминой Г.Я. N ... от 27 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " оставлено без изменения, жалоба Общества с ограниченной ответственностью " ... " - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан Перминой Г.Я. (далее - должностное лицо Управления Роспотребнадзора по РБ) N ... от 27 октября 2016 года Общество с ограниченной ответственностью " ... " (далее - ООО " ... ", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), связанное с нарушением статей 10, 11, 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", пункта 5 Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 года N214н, выявленное 7 октября 2016 года (л.д.3-6).
Судьей Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан по жалобе директора общества вынесено выше указанное решение от 17 января 2017 года (л.д.67-68).
Не соглашаясь с постановлением N ... от 27 октября 2016 года о назначении наказания и решением судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2017 года, директор общества ФИО3. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит их отменить, считая незаконными в связи с нарушениями процедуры внеплановой выездной проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан ФИО4., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка в аптеке ООО " ... ", расположенной по адресу: ... , проведена в период с 07 октября с 14.30 час. до 15.30 час. по 17 октября 2016 года Управлением Роспотребнадзора по РБ на основании распоряжения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ N ... от 06 октября 2016 года по обращению потребителя от 20 сентября 2016 года N ...
Установлено, что на момент проведения проверки 07 октября 2016 года с 14.30 час. до 15.30 час. в аптеке осуществляется розничная торговля лекарственными средствами, у входа в аптеку отсутствует знак о запрете курения.
По результатам выявленных нарушений составлен акт проверки N ... от 17 октября 2016 года (л.д.41-42), протокол об административном правонарушении N ... от 17 октября 2016 года (л.д.43-45) и вынесено постановление о назначении наказания N ... от 27 октября 2016 года в отношении ООО " ... " (л.д.3-6).
Указанные обстоятельства, связанные с нарушением требований статей 10, 11, 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", пункта 5 Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 года N214н, явились основанием привлечения ООО " ... " к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным постановления должностного лица о назначении наказания, судья первой инстанции указал на доказанность вины общества во вменяемых нарушениях требований статей 10, 11, 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", пункта 5 Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 года N214н.
Вместе с тем, признавая юридическое лицо виновным, в нарушение положений части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судьей первой инстанции не проверено соблюдение органом надзора процедуры проведения внеплановой выездной проверки, установленной Федеральным законом N 294-ФЗ, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно пп. "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В силу части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в частности, частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 указанного закона.
Судом не дана надлежащая оценка тому, что с распоряжением органа надзора от 06 октября 2016 года N ... ознакомлена 07 октября 2016 года в 14.15 час. ФИО5., действующая по доверенности законного представителя общества от 01 октября 2016 года (л.д.55).
При этом сведения об уведомлении о проведении внеплановой выездной проверки законного представителя общества отсутствуют, сроки уведомления о проведении данной проверки нарушены.
При таких обстоятельствах, полагаю, вывод суда первой инстанции о допустимости представленных административным органом доказательств о виновности юридического лица во вмененном правонарушении без проверки соблюдения процедуры внеплановой проверки его деятельности, по результатам которой лицо привлечено к ответственности, является преждевременным, что влечет отмену судебного решения с направлением дела на новое рассмотрение.
В ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущее отмену решения судьи первой инстанции и направление дела на новое рассмотрение.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье первой инстанции следует проверить процедуру соблюдения внеплановой проверки и привлечения лица к административной ответственности, после чего принять мотивированное решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " ФИО6. удовлетворить частично.
Решение судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 января 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Фаршатова И.И.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.