Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Бобылевой Н.И. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан включить в подсчет стажа Бобылевой Н.И., дающего право на досрочное назначение пенсии, период прохождения ею военной службы с 15 июля 1992 года по 10 сентября 1999 года.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Бобылева Н.И. обратилась с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указала, что 19 мая 2016 года ей отказано во включении в стаж на досрочную пенсию периода прохождения военной службы по контракту в аптеке госпиталя с 15 июля 1992 года по 10 сентября 1999 года и в аптеке ОАО " ... " с 17 апреля 2009 года по 30 сентября 2011 года без ссылки на нормы действующего законодательства.
Тем самым отказано в назначении пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", статьями 27, 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года за N 478 - 152 и N 561 было установлено, что для работников, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства объектов в г. Белорецке (ныне ЗАТО г. Межгорье) независимо от их ведомственной принадлежности был установлен коэффициент к заработной плате 1,7.
Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 689 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предоставленные льготы.
Ответчик, отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не засчитывает в специальный медицинский стаж периоды работы в госпитале войсковой части N ... с 19 августа 1993 года по 08 февраля 2010 года, т.к. госпиталь и лазарет филиала в/ч не являются юридическими лицами и, соответственно, не предусмотрены Перечнем военно-медицинских частей и учреждений.
С 01 января 2002 года назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 данного закона право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предоставляется лицам, осуществляющим эту деятельность не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Во исполнение п. 3 названной статьи утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность. Согласно Правилам. Работа в должности лаборанта указана в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается вы стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2001 года, могут применяться нормативные правовые акты, которые действовали до введения в действие нового законодательства.
Согласно Постановлению СМ СССР от 06 сентября 1991 года N 464 в Перечне военно-медицинских частей и учреждений в числе лечебно-профилактических учреждений указывался военный госпиталь.
Бобылева Н.И.с дата работала фармацевтом - лаборантом в госпитале, перевод связан с организационно-штатными мероприятиями без изменения должностных обязанностей и трудовых функций, что усматривается из трудовой книжки. Госпиталь, т.е. военно-медицинская служба, является структурным подразделением, где имеется хирургическое, терапевтическое, инфекционное, гинекологическое, рентгеновское отделения, лаборатория, детское, поликлиническое отделение, стоматологический кабинет с зубопротезной лабораторией. Поэтому, исходя из конкретных обстоятельств, считает, что название "медицинская служба" и "госпиталь", а также "лазарет" тождественны, следовательно, периоды работы в госпитале и лазарете должны быть засчитаны при исчислении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, и должна быть назначена пенсия с даты обращения по достижении возраста.
Просила обязать ответчика восстановить допущенное нарушение права в назначении досрочной пенсии с момента обращения после достижения возраста 50 лет.
В ходе рассмотрения дела истица в письменном заявлении (л.д. 40) указала, что в качестве основания назначения досрочной трудовой пенсии просит считать трудовую деятельность в медицинских учреждениях более 30 лет в соответствии с законом "О трудовых пенсиях".
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Межгорье Республики Башкортостан просит отменить решение суда, указывая, что при отнесении той или иной территории к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, органы Пенсионного фонда руководствуются Перечнем территорий, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967года N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями). Названным перечнем Республика Башкортостан не предусмотрена и, соответственно, территория ЗАТО Межгорье не может быть отнесена ни к районам Крайнего Севера, ни к местностям к ним приравненным. Ранее действовавшим законодательством была определена возможность распространения соответствующих гарантий и компенсаций лицам, проживающим в иных районах с дискомфортными условиями проживания. Однако это не означает отнесение таких районов к районам Крайнего Севера или к местностям к ним приравненным.
Истец проходила военную службу в войсковой части ... по контракту, а не по призыву. Территория города Межгорье согласно перечню N ... не отнесена ни к районам Крайнего Севера, ни к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Таким образом, считает, что правовые основания для включения периода службы истицы по контракту в в/ч ... в должности лаборанта с 15 июля 1992 года по 10 сентября 1999 года отсутствуют. Что касается включения в стаж на досрочную пенсию периода работы истицы в должности провизора в ОАО "Аптека N ... " с дата по дата, то по данному вопросу Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном определении от дата правильно установил, что ОАО "Аптека N ... " является коммерческой организацией, а в силу постановлений ЦК КПСС и СМ СССР N ... и N ... , Указа президента Российской Федерации от дата N ... льготы распространяются только на лиц, работающих в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, занятых выполнением гос. заказа, учреждениях контролирующих и обслуживающих органов.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика - ФИО5, истицу Бобылеву Н.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999 года.
Согласно действовавшему в спорный период Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
То есть за периоды, выработанные до 1 ноября 1999 года, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
При этом права на льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах для включения в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений законодатель не установил.
Истица в иске настаивает на наличии стажа по осуществлению деятельности по охране здоровья населения в 30 лет, не согласна с отказом в зачете времени военной службы по контракту в аптеке госпиталя с 15 июля 1992 года по 10 сентября 1999 года в стаж, при этом не указывает в какой именно стаж подлежит зачету данный период.
Из основания иска следует, что истица претендует на включение названного периода, а также периода с 17 апреля 2009 года по 30 сентября 2011 года в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Бобылевой Н.И. на вопрос суда просит ли она назначить досрочную трудовую пенсию с учетом медицинского стажа, ответил утвердительно, пояснил, что трудовой стаж подсчитывает с 1986 по 2016 годы, далее пояснил, что необходимый медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии составляет более 30 лет, трудовая книжка доказывает наличие данного стажа, поскольку трудовая деятельность связана с охраной здоровья населения (л.д. 43).
В дальнейшем представитель Бобылевой Н.И. в судебном заседании устно просил признать, что имеется стаж более 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, право на досрочную трудовую пенсию по достижении 50 лет, Бобылева Н.И. просила включить только период нахождения на военной службе с дата по дата в подсчет трудового стажа для досрочного назначения пенсии (л.д. 53, оборот).
Между тем, иск подлежал рассмотрению только по письменно заявленным требованиям по тем основаниям, по которым эти требования заявлены (статья 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как разъяснено в пункте 5 части 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
Суд, приняв письменное уточнение (л.д. 40) о том, что основанием для назначения досрочной трудовой пенсии истица просит считать трудовую деятельность в медицинских учреждениях, отложив судебное заседание (л.д. 43) при принятии уточненного требования, приняв запрошенные сведения от работодателей о выслуге по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (именованной как медицинская), тем не менее, рассмотрел вопрос о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода прохождения военной службы с дата по дата.
При этом суд в решении не указал в какой стаж подлежит включению время военной службы - в специальный (лечебной, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях и т.п.), либо в общий страховой стаж.
То есть суд вынес на обсуждение в порядке ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказывание обстоятельств наличия в спорные периоды стажа работы Бобылевой Н.И. по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, что согласуется с письменными исковыми доводами истицы, однако спор суд разрешил, применив нормы права, не регулирующие данные отношения.
В апелляционной жалобе ответчик не согласен с включением судом заявленных истицей периодов в специальный стаж, указывая при этом, что не согласен с тем, что периоды включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы в той части, что оснований для удовлетворения иска не имелось, и, учитывая положения ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит решение подлежащим отмене, поскольку суд, расширяя требования, которые в установленном законом порядке не истцом заявлены не были, не указал норму федерального закона, позволяющего ему выйти за пределы заявленных требований.
Что касается зачета военной службы по контракту с 15 июля 1992 года по 10 сентября 1999 года в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (как это указано в иске), то в данный период истица работала на должности лаборанта инженерно-технической роты инженерно-технического батальона.
Для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж.
Вместе с тем, применительно к Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 военная служба подлежит зачету в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при условии работы по специальности.
Во исполнение ходатайства представителя истицы со стороны войсковой части N ... дан ответ от 30 августа 2016 года, что истица Бобылева Н.И. во время военной службы состояла на должности, которая не дает права на досрочное оформление пенсии по медицинской выслуге.
В деле также есть незаверенная копия справки от апреля 1997 гола, где указана должность истицы провизор-аналитик в аптеке госпиталя войсковой части 30701 с момента призыва.
Как лаборант, так и провизор-аналитик предусмотрены Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения.
При этом оснований для льготного порядка исчисления данного стажа не предусматривалось.
Спорным являлся также период с 17 апреля 2009 года по 30 сентября 2011 года, который не может быть зачтен в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, так как истица работала в ОАО "Аптека N ... " в должности заведующей рецептурно-производственным отделом, что не предусмотрено к зачету в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения согласно действующему Постановлению правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно справке ОАО "Аптека N ... " от дата Бобылева Н.И. работала с 22 сентября 1999 года по 31 декабря 2006 года в должности провизора-технолога, с 01 января 2007 года по 30 сентября 2011 года в должности заведующей рецептурно-производственным отделом, которые не дают права на досрочную пенсию по медицинской выслуге.
Поскольку необходимых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на момент обращения в суд ( дата) истица не имеет, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по пенсии истица не имеет.
При этом судебная коллегия отмечает, что истица просила назначить пенсию с 50 лет, тогда как пенсия по данной выслуге назначается независимо от возраста, единственным условием является наличие общего и специального стажа.
Решение суда по изложенным выше основаниям подлежит отмене, в удовлетворении требований Бобылевой Н.И. о назначении досрочной пенсии с момента обращения после достижения возраста 50 лет следует отказать.
Данное решение не препятствует обращению в суд по иным основаниям, в частности, в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, при условии, что основания заявленных требований будут указаны истицей.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2016 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бобылевой Н.И. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье Республики Башкортостан о назначении досрочной пенсии с момента обращения после достижении возраста 50 лет отказать.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи А.Р. Низамова
Р.Р. Нурмухаметова
Справка: судья Сафин Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.