Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО1
судей Гаиткуловой Ф.С.
Мухаметовой Н.М.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МР адрес на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковое требование ФИО1 к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы, Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан и Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности оформить договор купли-продажи земельного участка за 25% от кадастровой стоимости - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы оформить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: адрес общей плошадью 3051,0 кв.м., за 25% от кадастровой стоимости, установленной на дату подачи дата ФИО1 заявления о передаче земельного участка в собственность за плату.
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы о признании недействительным требования о передаче земельного участка в собственность за плату за 50% кадастровой стоимости, обязании оформить договор купли-продажи земельного участка за 25% кадастровой стоимости, мотивируя свои требования тем, что дата он обратился в администрацию муниципального района адрес РБ с заявлением о передаче в собственность за плату арендуемого земельного участка с кадастровым номером N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания складского помещения, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адресА, общей площадью 3082,0 кв.м. В соответствии с п.4 Постановления Правительства РБ N ... от дата. земельный участок надеялся выкупить за 25% кадастровой стоимости. дата. им был получен ответ от Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и адрес, что для оформления договора купли-продажи запрашиваемого земельного участка нужно изменить вид разрешенного использования земельного участка с "для обслуживания складского помещения" на "для обслуживания и эксплуатации магазина". По запросу КУС администрацией муниципального района адрес РБ было принято постановление N ... от дата. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: РБ, адресА, общей площадью 3082.0 кв.м., с "для обслуживания складского помещения" на "для обслуживания и эксплуатации магазина".
На основании принятого постановления изменения дата. в кадастре были внесены с установлением кадастровой стоимости в размере 23845249,08 рублей. В связи с установлением новой кадастровой стоимости КУСом самостоятельно были произведены расчеты арендной платы и на основании этих расчетов был подан иск о взыскании задолженности по арендной плате. Решением Верховного Суда РБ от дата. решение Туймазинского районного суда РБ от дата было отменено и вынесено новое решение, которым с него взыскана арендная плата в размере 55254,28 руб., пени в размере 2136,76 руб., госпошлина в размере 1922 руб. дата он обратился с заявлением о передаче арендуемого земельного участка в собственность за плату в еобтветствии с поданным дата. заявлением. дата. он получил ответ из КУС, что выкупная стоимость арендуемого им земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адрес, общей площадью 3082,0 кв.м., составляет 23845249,08 рублей, 25 % которого составляет 5961312 руб. и ему нужно подтвердить свое согласие на выкуп. КУС был согласен на продажу данного земельного участка в соответствии с поданным дата заявлением. Кадастровая стоимость земельного участка была оспорена в судебном порядке. Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата. была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адрес/ЗА, общей площадью 3082,0 кв.м., с дата, т.е. с даты внесения в кадастр, в размере 5335000 руб. После вступления данного решения в законную силу он обратился с заявлением о необходимости возобновления работ по подготовке документов, в соответствии с поданным дата заявлением, по передаче данного земельного участка по кадастровой стоимости, установленной по решению суда от дата дата он получил ответ, что границы запрашиваемого земельного участка пересекают границы смежного земельного участка с кадастровым номером N ...
Пересечение границ земельного участка было устранено и дата. он обратился администрацию MP адрес о передаче в собственность за плату арендуемого земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: РБ адрес/ЗА, общей площадью 3051,0 кв.м. после уточнения. дата администрацией MP адрес РБ вынесено постановление за N ... о передаче ему земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адрес/ЗА, общей площадью 3051,0 кв.м. дата. от КУС он получил письмо за N ... с 3 экземплярами договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания и эксплуатации магазина, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адресА, общей площадью 3051,0 кв.м., по цене 1320336,0 рублей, т.е. за 25% кадастровой стоимости. дата. он обратился в адрес администрации MP адрес, Правительство РБ с заявлением, в связи с чем, КУС не передает арендуемый им земельный участок по кадастровой стоимости, действовавшей на момент обращения с заявлением, т.е. на дата дата он получил письмо из КУС с 3 экземплярами нового договора и письмо за N ... , что в собственность за плату запрашиваемый им земельный участок передается по цене 2640671,0 рублей, т.е. по цене 50 % кадастровой стоимости, так как согласно п. 14, п.24 ст.39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации ему якобы было отказано в передаче земельного участка.
Указанное письмо противоречит п.5 ст.39 ЗК РФ, согласно которому в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии, хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Письмо N ... пр от дата администрации MP адрес РБ было направлено в адрес заявителя КУСом письмом N ... от дата, т.е. через 50 дней. КУС извещает о наличии основания, препятствующего оформлению запрашиваемого земельного участка и в нем нет отказа, а указано лишь одно основание, которое могло быть устранено лишь самой администрацией и не указывается о наличии других оснований, препятствующих оформлению договора купли-продажи, т.е. не указано о пересечении границ запрашиваемого земельного участка с границами смежного земельного участка, о чем было указано лишь в письме N ... от дата., т.е. через год.
Председатель КУС своим письмом ущемляет его права на выкуп земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адресА, общей площадью 3051,0 кв.м., в соответствии с п.4 Постановления Правительства РБ N ... от дата. за 25 % кадастровой стоимости, установленной на момент обращения. Просит признать недействительным требование Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и адрес от дата о передаче ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адресА, общей площадью 3051,0 кв.м., за 50% кадастровой стоимости, обязать Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и адрес оформить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: РБ, адрес/ЗА, общей площадью 3051,0 кв.м., за 25% кадастровой стоимости.
Определением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата производство по настоящему делу в части признания недействительным требование Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и адрес от дата о передаче ФИО1 земельного участка в собственность за плату за 50 % от кадастровой стоимости прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Администрации МР адрес просит решение отменить, указав, что считает его незаконным, необоснованным и несправедливым в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к нарушению закона и принятию неправильного решения (ч. 1, ч. 2 п. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в отсутствие доказательств неявки по уважительным причинам, коллегия в силу положений ст.ст.167,327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Законным решение является, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В силу п.2.2 ст. 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного
самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
договора аренды в случае предоставления земельного участка аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления
земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.3 ч.2 п. 6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.20 ч.1 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.3 ч.2 п. 6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.20 ч.1 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от дата ФИО1 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: адрес/ЗА, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 3082 кв.м., расположенного по данному адресу, на основании договора N ... зем от дата, соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды от дата.
дата ФИО1 через Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность за плату.
дата Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы на имя ФИО1 сообщено, что заявленный земельный участок может быть передан в собственность арендатору после изменения вида разрешенного использования земельного участка, фактически используемого для обслуживания и эксплуатации магазина. Также указано, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка может быть исполнено на основании внесения изменений сведений в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования, кадастровой стоимости земельного участка и согласии заявителя о выкупе земельного участка с учетом изменения кадастровой стоимости.
Постановлением Администрации муниципального района адрес РБ от дата изменено разрешенное использование земельного участка по адресу: адрес/ЗА с формулировки "для обслуживания складского помещения" на формулировку "для обслуживания и эксплуатации магазина".
дата в Государственный кадастровый учет внесены соответствующие сведения о виде разрешенного использования земельного участка с формулировки "для обслуживания складского помещения" на формулировку "для обслуживания и эксплуатации магазина".
дата ФИО1 обратился в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы с заявлением об оформлении арендуемого земельного участка в собственность за плату в соответствии с поданным дата заявлением и расчете выкупной стоимости участка в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
В ответ на данное заявление дата Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы сообщил, что расчет выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Республики Башкортостан N ... от дата "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" на дату подачи заявления дата составляет 25% от кадастровой стоимости земельного участка, равной 23845249,08 руб., т.е. 5961312 руб. В связи с чем, ФИО1 предложено подтвердить намерение оформления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка в соответствии с произведенным расчетом.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 3082 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания и эксплуатации магазина, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, район Туймазинский, адресА, установлена равной рыночной стоимости в размере 5335000 руб. по состоянию на дата.
ФИО1 заявлением об оформлении арендуемого земельного участка в собственность за плату в соответствии с поданным дата заявлением обратился в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан.
дата Администрация муниципального района адрес РБ предоставила ответ на заявление, указав, что согласно данным Государственного кадастра недвижимости граница испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N ... пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N ... в связи с чем, ФИО1 необходимо обратиться в одну из землеустроительных организаций для подготовки межевого плана по уточнению местоположения границ данного земельного участка. ФИО1 также сообщено, что его заявление может быть удовлетворен только после приведения в соответствие границ испрашиваемого земельного участка.
ФИО1 выполнил мероприятия по устранению пересечения границ спорного земельного участка.
дата ФИО1 обратился в Администрацию муниципального района адрес РБ с заявлением о передаче в соответствии с поданным от дата заявлением в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: Республики Башкортостан, адресА, с кадастровым номером N ... с уточненной площадью 3051,0 кв.м.
Постановлением Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес РБ N ... от дата постановленопередать ФИО1 в собственность за плату земельный участок, кадастровый N ... , площадью 3051 кв.м., расположенный по адресу: адресА, относящийся к категории земель населенных пунктов, в связи с возникновением права собственности на павильон мелкооптовой торговли на основании свидетельства о государственной регистрации права, для обслуживания и эксплуатации магазина. Признать недействующим договор N ... зем аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от дата. ФИО1 заключить с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы договор купли-продажи указанного выше земельного участка.
дата Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы в адрес ФИО1 направлен проект договора купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым выкупная цена испрашиваемого земельного участка составила 1320336 руб. для подписания.
Расчет цены выкупа земельного участка произведен, исходя из 25% кадастровой стоимости от удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1731,02 руб./кв.м.
Не согласившись с расчетом цены выкупа земельного участка, дата ФИО1 обратился в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы с заявлением об оформлении договора купли-продажи и выполнении расчета выкупной стоимости на момент первоначального обращения с заявлением дата.
дата Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы предоставлен ответ об установлении цены земельного участка в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения ФИО1 дата после проведения работ, по уточнению местоположения границ испрашиваемого земельного участка. К ответу приложен проект договора купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым выкупная цена испрашиваемого земельного участка составила 2640671 руб.
Расчет цены выкупа земельного участка произведен, исходя из 50% кадастровой стоимости от удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1731,02 руб./кв.м.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РБ от дата N ... "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам здании, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере трех процентов от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя, в следующих случаях: при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей (отдельно стоящих гаражей и гаражных боксов) в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением.
В соответствии с п. 4 указанного Постановления лица, не указанные в пунктах 1-3 настоящего Постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки:
до дата - по цене в размере 25 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя;
с дата по дата - по цене в размере 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
П. 6 указанного Постановления порядок определения выкупной цены применяется при заключении договоров купли-продажи земельных участков по соответствующим заявлениям физических и юридических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) о предоставлении земельных участков в собственность, поступившим и зарегистрированным в установленном порядке в уполномоченных органах государственной власти и органах местного самоуправления, после вступления в действие настоящего Постановления и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на дату регистрации такого обращения.
В соответствии со ст. 39.17 ч.5 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявление заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно ст. 39.16 п.п. 14, 24 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований:
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В срок, установленный ст. 39.17 ч.5 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не было принято ни одно из решений, предусмотренных в указанной части статьи, в том числе, и об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Вопреки положениям ст. 39.16 п.п. 14, 24 Земельного кодекса РФ из представленного ответа органа местного самоуправления дата. усматриваются сообщение ФИО1 о возможности передачи ему в собственность земельного участка после изменения вида разрешенного использования. Коллегия с учетом положений ст.445 п.1 и ст.446 Гражданского кодекса соглашается с выводом суда о выраженном согласии органа местного самоуправления о продаже ФИО1 испрашиваемого земельного участка с выполнением мероприятий по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В срок, установленный ст. 39.17 ч.5 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не было принято ни одно из решений, предусмотренных в указанной части статьи, в том числе, и об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Во исполнение требования органа местного самоуправления ФИО1 были выполнены мероприятия по изменению вида разрешенного использования земельного участка, кроме того им также была оспорена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка равной рыночной стоимости в размере 5335000 руб.
ФИО1 вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлением об оформлении арендуемого земельного участка в собственность за плату в соответствии с поданным дата заявлением.
Коллегия соглашается с выводом суда о выраженном органом местного самоуправлении согласии на продажу испрашиваемого земельного участка, поскольку по результатам его рассмотрения дата ответом органом местного самоуправления вновь какого-либо решения, предусмотренного ст. 39.17 ч.5 Земельного кодекса РФ, не принято, в том числе и об отказе в предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка, даже при наличии для этого основания, предусмотренного ст. 39.16 п. 24 Земельного кодекса РФ, в виде уточнения границ земельного участка. Напротив, ФИО1 было сообщено о возможности удовлетворения заявления после приведения в соответствие границ испрашиваемого земельного участка. датаг. ФИО1 вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлением о передаче земельного участка в собственность за плату в соответствии с ранее поданным дата заявлением и с учетом уточненной площади земельного участка, Между тем, посчитав указанное выше заявление ФИО1 вновь поданным, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы, рассчитав выкупную стоимость испрашиваемого земельного участка исходя из 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения ФИО1 дата с заявлением, направил в его адрес проект договора купли-продажи.
Коллегия соглашается с выводом суда об определениии цены испрашиваемого земельного участка в размере 25% от кадастровой стоимости земельного участка, действующего на момент обращения заявителя, поскольку действия ФИО1 и приведенные выше ответы органа местного самоуправления направлены на разрешение заявления ФИО1 от дата о приобретении земельного участка. Орган местного самоуправления в установленный месячный срок решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо отказе в его предоставлении ФИО1 при наличии оснований, предусмотренных ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, не принял, мотивированного отказа ему в предоставлении земельного участка не направил. В данном случае действия органа местного самоуправления не должны влечь негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия уполномоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи в установленном законом порядке.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанности по оформлению с ФИО1 договора купли-продажи спорного земельного участка.
Ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что за время переписки истца с органом местного самоуправления изменилась территориальная принадлежность испрашиваемого земельного участка с передачей его городу Туймазы, что усматривается из ответов и постановления администрации городского поселения адрес МР адрес от дата N ... (л.д.14).
Согласно п.1.1.2 Соглашения о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы с Администрацией городского поселения адрес МР адрес Республики Башкортостан по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом к обязанностям Комитета отнесены подготовка проектов договоров аренды, купли- продажи и т.д. земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, а также земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на основании решения главы Администрации городского поселения адрес МР, принятого в сфере его компетенции, установленной законодательством.
При указанных основаниях обязанность по оформлению договора купли-продажи земельного участка в силу закона возлагается на орган местного самоуправления, каковым является Администрация городского поселения адрес РБ, а в соответствии с Соглашением исполнителем - является Комитет.
Довод апеллянта об отсутствии оснований для продажи земельного участка по цене за 25% от кадастровой стоимости о, поскольку ответы органа местного самоуправления по существу являются отказом, противоречит вышеперечисленным нормам.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата изменить в части обязания Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес и городу Туймазы оформить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес/ЗА, общей плошадью 3051,0 кв.м., за 25% от кадастровой стоимости, установленной на дату подачи дата ФИО1 заявления о передаче земельного участка в собственность за плату,
обязав Администрацию городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан оформить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: адрес/ЗА, общей плошадью 3051,0 кв.м., за 25% от кадастровой стоимости, установленной на дату подачи дата ФИО1 заявления о передаче земельного участка в собственность за плату.
Председательствующий ФИО1
Судьи Гаиткулова Ф.С.
Мухаметова Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.