Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего В.Н. Милютина
судей Г.Д. Вахитовой
О.Р. Фархиуллиной
при секретаре Г.Р. Искужиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ, Администрации ГО г.Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление Шайхулисламова РР к Администрации городского округа адрес о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан подготовить и направить Шайхулисламову РР проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый N ... , категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием -обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
установила:
Шайхулисламов Р.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес об обязании подготовить и направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый N ... , категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... кв.м.
Требования мотивированы тем, что является собственниками жилого дома по вышеуказанному адресу. После обращения в адрес с заявлением о выкупе земельного участка, получил отказ, причиной которого является не предоставление в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от дата N ... копии документов, удостоверяющего личность заявителя. После предоставления копии гражданского паспорта, ответчик отказывает в выкупе земельного участка уже по причине нарушения градостроительных норм и правил.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В апелляционной жалобе Администрации ГО г.Уфа РБ просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что испрашиваемый земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка на территориальной зоне Ж-3. Выкуп земельного участка будет способствовать нарушению градостроительного регламента, земельного законодательства.
Участники процесса извещены о времени и месте заседания заблаговременно и надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статьями 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения исполнительный орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Также, Земельным кодексом РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).
Как следует из материалов дела, Шайхулисламов Р.Р. является собственником жилого дома, общей площадью ... кв. м, кадастровый (условный) N ... , расположенного по адресу: адрес, что подтверждается договором дарения жилого дома от дата, удостоверенного государственным нотариусом пятой Уфимской государственной нотариальной конторой БАССР ФГА, зарегистрированного в реестре за N ... от дата и свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д. 8).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ... он имеет площадь ... кв.м., вид разрешенного использования - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек (л.д.22).
В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, истец Шайхулисламов Р.Р. обратился в Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в собственность за плату.
Письмом за исх. N ... дата Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Основанием для отказа послужило указание на то, что объект недвижимого имущества, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ... выходит за пределы границ указанного земельного участка. Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером ... пересекают объект недвижимости (строение) постороннего пользования.
Рассматривая и удовлетворяя требования истца об обязании Администрацию городского округа адрес РБ направить Шайхулисламову Р.Р. проект договора купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... , по адресу: РБ, адрес, суд исходил из того, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, не подлежащим отчуждению, спорный земельный участок не зарезервирован в установленном законом порядке для государственных или муниципальных нужд, сведений об обременении земельного участка не имеется, в связи с чем препятствий для предоставления его в собственность не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии законных оснований для предоставления Шайхулисламову Р.Р. в собственность земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес подготовке проекта договора купли-продажи указанного земельного участка с направлением его Шайхулисламову Р.Р.Наличие ограничения права на спорном земельном участке в отношении 16 кв.м. в связи с сервитутом - установкой охранной зоны трубопроводов, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, поскольку истцом участок используется для обслуживания жилого дома с ... года, сервитут наложен на основании Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей" от дата N ...
В силу ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вышеприведенная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ответчик вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность за плату, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан материалы дела не содержат.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
При таком положении, оснований распространять на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010332:14 правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст.ст. 94 - 100 Земельного кодекса РФ не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каких либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка на территориальной зоне Ж-3, являлись предметом подробного исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Данные доводы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановленос соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес РБ, Администрации ГО адрес РБ - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи Г.Д. Вахитова
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья МНН
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.