Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Милютина В.Н.
судей: Мухаметовой Н.М.
Фархиуллиной О.Р.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Нефтекамск РБ Аксановой Г.Ф. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 12 января 2017 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Нефтекамска Республики Башкортостан в интересах Багаутдинова Р.Р., дата года рождения, к администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан предоставить Багаутдинову Р.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 квадратных метров, сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Мухаметовой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Нефтекамска Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Багаутдинова P.P. к администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование иска на то, что прокуратурой г. Нефтекамска Республики Башкортостан на основании поступившего обращения проведена проверка исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения жилищных прав Багаутдинова P.P. Последний относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Багаутдинов P.P., дата года рождения, согласно постановлению главы администрации городского округа г.Нефтекамск РБ от 26 мая 2006 года N ... находился под опекой бабушки С. в связи с лишением матери Б.О.А. и позднее отца Б.Р.Р. родительских прав. Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск от 07 сентября 2010 года N ... Багаутдинов P.P. был устроен в ГБОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г.Дюртюли РБ. Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск от 27 июня 2007 года N ... Багаутдинов P.P. на основании заявления в администрация города признан нуждающихся в обеспечении жилым помещением и поставлен на учет. дата Багаутдинову P.P. исполнилось 18 лет, 20 июня 2014 года он окончил обучение в МОБУ ... , и в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", у него возникло право на получение жилья. Между тем, в нарушение требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Багаутдинову P.P. по достижении 18 лет и окончании обучения в школе жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения администрацией ГО города Нефтекамск не предоставлено. Прокурор г. Нефтекамска Республики Башкортостан просит обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск предоставить Багаутдинову P.P., дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах г.Нефтекамск, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной номы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Администрации ГО г. Нефтекамск РБ Аксанова Г.Ф., указывая на его незаконность, отсутствие финансирования, обязанность субъекта РФ на предоставление жилья.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, в отсутствие доказательств уважительности неявки лиц, коллегия находит в силу положений ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, поддержавшего решение, обсудив доводы жалобы, возражений прокурора, коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 N 184-ФЗ от 06.10.1999 обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28.12.2005 N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст.8 закона РБ от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 02 марта 2006 года мать Багаутдинова P.P.- Б.О.А. лишена родительских прав (л.д.13).
Вступившим в законную силу решением Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2006 года отец Багаутдинова P.P.- Б.Р.Р. лишен родительских прав (л.д.11).
Согласно постановлению главы администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 26 мая 2006 года N ... Багаутдинов P.P. передан под опеку С.В.И.
Постановлением главы администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 07 сентября 2010 года N ... Багаутдинов P.P. был устроен в ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г.Дюртюли Республики Башкортостан (л.д.23).
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 25.12.2015 N305-з "О регулировании отдельных вопросов отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 24.12.2015), ч.1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Багаутдинов P.P., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, включен в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, что также подтверждается Постановлением главы администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 27 июня 2007 года N ... (л.д.22).
Багаутдинову P.P., дата исполнилось 18 лет, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2016 г.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу приведенных норм закона предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством администрации ГО г. Нефтекамск РБ.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы администрации о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право Багаутдинова P.P. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию администрации ГО г. Нефтекамск РБ, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление Багаутдинову P.P. жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО г. Нефтекамск РБ Аксановой Г.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Н.Милютин
Судьи: Н.М.Мухаметова
О.Р.Фархиуллина
Справка: судья Галиев А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.