Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Голубевой И.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Иордан О.А. - Вахитовой И.Х. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2016 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Иордан О.А. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Благовещенск MP Благовещенский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью по нормам предоставления, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Иордан О.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании предоставить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу истцу и ее сыну Иордан А. А., дата г.р. благоустроенное жилое помещение в черте города адрес по договору социального найма, площадью по нормам предоставления.
Затем истец уточнила исковые требования, просила: Обязать ответчиков Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и Администрацию городского поселения город Благовещенск MP Благовещенский район РБ в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ей и ее сыну Иордан А.А. ( дата года рождения) благоустроенное жилое помещение в черте адрес по договору социального найма, площадью по нормам представления.
В обоснование иска указано, что истец со своим несовершеннолетним сыном Иордан А.А., дата года рождения зарегистрирована и проживает в комнате общежития, по адресу: адрес. Общая площадь комнаты составляет 16,8 кв.м., собственником является ее мама Вилкова Т.Ф. Последние 10 лет она является больной активной формой туберкулеза, перенесла несколько операций, ей присвоена 2 группа инвалидности с 2014г. бессрочно. С 17.09.2014г. истец состоит на учете у ответчика в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 01.04.2016г. во внеочередном списке под N 4. Однако жилое помещение ей так и не предоставлено. Причина: отсутствие свободных муниципальных жилых помещений. В связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Иордан О.А. - Вахитова И.Х. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в обоснование доводов апелляционной жалобы указав, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Иордан О.А. - Вахитова И.Х. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального района Благовещенский район РБ - Пучигина Л.А., представитель Администрации городского поселения г.Благовещенск МР Благовещенский район РБ - Метелева Е.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" законным является решение, принятое судом в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона и аналогии права.
Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в иске, указал, что отсутствует закон, которым органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями на обеспечение лиц, страдающих заразной формой туберкулеза жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Однако, с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Федеральным Законом от 2 мая 2015 года N 124-ФЗ пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом при разрешении настоящего дела, истец Иордан О.А. страдает активной формой туберкулеза, ей присвоена 2 группа инвалидности с 2014г. бессрочно.
Согласно справке ООО УО "Жилкомсервис" от 28.07.2016г. истец с сыном Иордан А.А., дата г.р. зарегистрированы по адрес.
Собственником данного жилого помещения является Вилкова Т.Ф.
Согласно постановлению Администрации Муниципального района Благовещенский район N 326 от 16.02.2015г. Иордан О.А. включена во внеочередной список граждан нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что Иордан О.А. подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди как лицо, страдающее заболеванием (активной формой туберкулеза), предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
При этом Конституционный Суд указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Этим не исключается передача федеральным законом указанного полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, федеральным законодателем внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и пункт 5 данной статьи изложен в новой редакции, предусматривающей, что больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Обсуждая вопрос об обязанности органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением, судебная коллегия учитывает, что истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выявленным у нее заболеванием после 01 января 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует, в связи с чем в силу положений ч. 3 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
При этом Иордан О.А. не может нести ответственность за допущенные пробелы в законодательстве в части порядка осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
Из приобщенного к материалам дела Соглашения между органами местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о передаче муниципальному району Благовещенский район Республики Башкортостан части полномочий городского поселения от 23.12.2015 г., утвержденного решением Совета муниципального района Благовещенский район III созыва N 38-535 от 23 декабря 2015 г. следует, что Городское поселение передает Району части следующих полномочий по вопросам местного значения (п.1.1.):
3) обеспечение проживающих в Городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, в соответствии с настоящим Соглашением Администрацией городского поселения г.Благовещенск МР Благовещенский район РБ переданы полномочия Администрации муниципального района Благовещенский район РБ только по обеспечению проживающих в Городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан.
При таком положении обязанность по предоставлению жилого помещения Иордан О.А. во внеочередном порядке должно быть возложено на Администрацию Городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.
Вместе с тем, ссылка апеллянта на то, что ответчики обязаны предоставить отдельное жилое помещение ей и её сыну Иордану А.А., основана на неправильном толковании норм материального права, поскольку к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится Иордан О.А. Иные члены семьи Иордан О.А. таким правом не обладают.
Принимая во внимание вышеизложенное, являясь получателем жилищной льготы, Иордан О.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
При таких обстоятельствах, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований Иордан О.А.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2016 г. отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Иордан О.А. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Благовещенск MP Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского поселения город Благовещенск MP Благовещенский район Республики Башкортостан предоставить Иордан О.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Благовещенска по договору социального найма, площадью не менее 28 кв.м.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи И.В. Голубева
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Кондрашов М.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.