Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.,
судей Александровой Н.А. и Михляевой Г.А.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Уфы, действующего в интересах ветерана Великой Отечественной войны инвалида I группы Хаертдиновой Ф.Б., инвалида II группы Хаертдинова А.Г., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии городского округа город Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении оценки состояния 3-го и 4-го подъездов жилого дома адрес и нерассмотрении вопроса о пригодности для проживания в указанных подъездах, обязании рассмотреть вопрос о соответствии 3-го и 4-го подъездов дома адрес требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
по апелляционной жалобе администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 3 ноября 2016г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., выслушав представителей администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан: Ронжина А.А., Экономова Е.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Октябрьского района города Уфы обратился в суд в интересах ветерана Великой Отечественной войны инвалида I группы Хаертдиновой Ф.Б., инвалида II группы Хаертдинова А.Г., к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее- Администрация ГО г.Уфа) с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным и недействующим полностью заключение Межведомственной комиссии городского округа г.Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 24.12.2014г. об оценке жилого дома адрес; признать незаконным бездействие Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непроведении оценки состояния 3-го и 4-го подъездов жилого дома адрес и не рассмотрении вопроса о пригодности либо непригодности для проживания помещений в указанных подъездах; обязать Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан рассмотреть на заседании межведомственной комиссии городского округа г.Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции вопрос о соответствии 3-го и 4-го подъездов жилого дома N адрес требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47, принять решение о признании жилых помещений 3-го и 4-го подъездов дома адрес пригодными либо непригодными для проживания.
В обоснование административных исковых требований указал, что заключением Межведомственной комиссии от 09.10.2015г. первый и второй подъезды жилого дома, расположенного по адресу: адрес, признаны аварийными и подлежащими реконструкции.
Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа от 09.11.2015г. N3810 первый и второй подъезды жилого дома, расположенного по адресу: адрес признаны аварийными и подлежащими реконструкции, постановлением главы Администрации ГО г.Уфа от 02.12.2015г. N4043 внесены изменения в постановление от 09.11.2015г., на основании чего первый и второй подъезды жилого дома, расположенного по адресу: адрес признаны аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа N4085 от 07.12.2015г. по возможности обрушения данного дома введен режим чрезвычайной ситуации. В настоящее время жильцы всех 72 квартир подъездов N1 и N2 эвакуированы во временно предоставляемые жилые помещения, обеспечены для временного размещения граждан на период до предоставления иного помещения.
Считает, что в заключении ГУП Институт "БашНИИСтрой" от 2015 года по результатам обследования жилого дома адрес и на Межведомственной комиссии от 09.10.2015 г. не дана объективная и оценка состоянию всего жилого дома, в частности, 3-го и 4-го подъездов указанного дома, вопрос о пригодности либо непригодности для проживания в подъездах не рассмотрен, вследствие чего безопасность проживающих в 3-м и 4-м подъездах людей ставится под угрозу, чем грубо нарушаются их права на благоприятные условия проживания.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 3 ноября 2016г. постановлено:признать незаконным и недействующим полностью заключение Межведомственной комиссии городского округа г.Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 24.12.2014 об оценке жилого дома адрес. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Уфа РБ, выразившееся в непроведении оценки состояния 3-го и 4-го подъездов жилого дома адрес и не рассмотрении вопроса о пригодности либо непригодности для проживания помещений в указанных подъездах. Обязать Администрацию ГО г.Уфа РБ рассмотреть на заседании межведомственной комиссии городского округа г.Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции вопрос о соответствии 3-го и 4-го подъездов жилого дома адрес требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 47, принять решение о признании жилых помещений 3-го и 4-го подъездов дома адрес пригодными либо непригодными проживания.
В апелляционной жалобе Администрация ГО г.Уфы Республики Башкортостан просит отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006г. утверждено Положение "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее- Положение).
В силу пункта 2 названного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ.
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно пунктам 33, 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению; до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого
помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение,
право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого
помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44
настоящего Положения предоставление такого заключения является
необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункта 45(2) комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений -
технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с п. 2.2.1. Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 12.02.2014г. N 29/8 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан в Совете городского округа город Уфа Республики Башкортостан" рассмотрение обращений граждан осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, если не установлен более короткий контрольный срок исполнения обращения.
Постановлением Главы Администрации Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N6477 от 22 октября 2007г. создана Межведомственная комиссия городского округа г.Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждено Положение о данной комиссии.
В пункте 2.1.1 данного Положения указано, что задачами комиссии является подготовка предложений и заключений по оценке соответствия жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также частных жилых помещений, находящихся на территории городского округа город Уфа РБ требованиям, установленным Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. N 47.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского района г.Уфы по поступившим обращениям Хаертдиновой Ф.Б., Хаертдинова А.Г. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что заявители проживают в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: адрес. Указанный дом является 4-подъездным, построен в 1975г. из железобетонных панелей.
Ранее проведенной проверкой в ходе визуального осмотра дома установлено разрушение несущих элементов дома (стен, перекрытий) с образованием многочисленных трещин, в том числе сквозных, в наружных и внутренних стенах, перекрытиях, на лестничных клетках первого и второго подъездов. Состояние конструкций жилого дома свидетельствует о возможном создании угрозы безопасности граждан. Развитие деформаций приводит к заклиниванию дверных полотен во входных дверных проемах квартир, что может препятствовать экстренной эвакуации граждан в случае возникновения угрозы безопасности.
13.12.2013г. Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору в адрес Администрации ГО г.Уфа направлено письмо с заключением об оценке дома N4 по Уфимскому шоссе г.Уфы, в котором указано на разрушение несущих элементов дома (стен, перекрытий) с образованием многочисленных трещин, в том числе сквозных, значительное нарушение горизонтальности полов, развитие деформации, которая ведет к заклиниванию дверных полотен во входных дверных проемах квартир.
Кроме того, на основании муниципального контракта ООО ПФ "ВУД Мастер" выдано заключение от 2013г. о результатах геодезического наблюдения за осадками фундамента жилого дома адрес, согласно которому жилой дом имеет значительные повреждения несущих строительных конструкций из-за неравномерной осадки основания дома, вызванной утечкой техногенных вод из городских инженерных коммуникаций.
Вместе с тем, несмотря на поступившую от органа государственного жилищного надзора информацию и имеющееся заключение ООО ПФ "ВУД Мастер" межведомственной комиссией вопрос о признании многоквартирного дома адрес аварийным и подлежащим сносу или конструкции не был рассмотрен.
Прокуратурой г.Уфы в марте 2014г. проведена проверка исполнения жилищного законодательства Администрацией ГО г.Уфа при осуществлении полномочий по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания, по результатам которого внесено представление с требованием рассмотреть вопрос о признании аварийным многоквартирного дома адрес на заседании Межведомственной комиссии.
09.04.2014г. во исполнение представления прокуратуры г.Уфы состоялось заседание Межведомственной комиссии, на котором управляющей компании было поручено провести мероприятия со специализированной организацией с целью наблюдения за осадками фундамента жилого дома адрес. Окончательное решение надлежало принять во втором полугодии 2014г. по результатам наблюдения и изучения представленных документов.
Вместе с тем, 24.12.2014г. на повторном заседании Межведомственной г.Уфы комиссии было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома адрес с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями закона; поручено управляющей компании ОАО "УЖХ Октябрьского района г. Уфы" направить заключение в Фонд "Региональный оператор РБ" для включения указанного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; предложено ЗАО "ЗапУралТИСИЗ" осуществить сбор и обобщение материалов изысканий прошлых лет с проведением их анализа в срок до 15.02.2015г., разработку программы работ инженерно-геологических изысканий на год со сроком их исполнения до 15.04.2015г.; предложено ГУП Институт "БашНИИСтрой" заключить договор с ОАО "ГЖХ Октябрьского района г. Уфы" на обследование строительных конструкций с разработкой мероприятий по дальнейшей безопасной эксплуатации здания и продолжить геодезический мониторинг.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы от 19.01.2015г. решение межведомственной комиссии от 09.04.2014г. по иску прокурора г.Уфы признано незаконным, на Администрацию ГО г.Уфа возложена обязанность рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии, провести оценку соответствия жилого дома адрес требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47, и принять решение о признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания.
Во исполнение указанного решения суда 09.10.2015г. на заседании Межведомственной комиссии принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома адрес в части 1 -ого и 2-ого подъездов аварийными и подлежащими реконструкции.
В основу принятия решения легло заключение ГУП институт "БашНИИСтрой" от 2015г., выполненное по заказу ОАО "УЖХ Октябрьского района г.Уфы" в соответствии с договором N 27 от 21.04.2015г., согласно которому максимальная скорость осадки фундамента 1 и 2 подъездов составляет 4 мм в месяц. Причиной осадки является активизация карстово-суфозионного процесса, ведущего к ухудшению свойств грунтового основания фундаментов по причине их разуплотнения и переувлажнения.
При этом предметом договора N27 от 21.04.2015г. являлось выполнение работ по обследованию несущих и ограждающих конструкций 1-го, 2-го и части 3-го подъездов жилого дома адрес, обследование полностью 3-го и 4-го подъездов договором не предусматривалось.
Согласно письму ГУП институт "БашНИИСтрой" от 06.10.2015г. состояние части несущих конструкций в результате неравномерных деформаций 1-го и 2-го подъездов находятся в недопустимом и аварийном состоянии, необходимо расселение жильцов 1 -го и 2-го подъездов.
Таким образом, заключением Межведомственной комиссии от 09.10.2015г. первый и второй подъезды жилого дома, расположенного по адресу: адрес, признаны аварийными и подлежащими реконструкции.
Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа от 09.11.2015г. N 3810 первый и второй подъезды жилого дома, расположенного по адресу: адрес признаны аварийными и подлежащими реконструкции, постановлением главы Администрации ГО г.Уфа от 02.12.2015г. N 4043 внесены изменения в постановление от 09.11.2015г., на основании чего первый и второй подъезды жилого дома, расположенного по адресу: адрес признаны аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа N 4085 от 07.12.2015г. по возможности обрушения данного дома введен режим чрезвычайной ситуации.
В настоящее время жильцы всех 72 квартир подъездов N1 и N2 эвакуированы во временно предоставляемые жилые помещения, обеспечены для временного размещения граждан на период до предоставления иного помещения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в заключении ГУП Институт "БашНИИСтрой" от 2015г. по результатам обследования жилого дома адрес и на Межведомственной комиссии от 09.10.2015г. не дана объективная и оценка состоянию всего жилого дома, в частности, 3-го и 4-го подъездов указанного дома, вопрос о пригодности либо непригодности для проживания в подъездах не рассмотрен, вследствие чего безопасность проживающих в 3-м и 4-м подъездах людей ставится под угрозу, чем грубо нарушаются их права на благоприятные условия проживания.
Хаертдинова Ф.Б., Хаертдинов А.Г., являются собственниками и жильцами кв. N ... , расположенной в 4-м подъездеа дома адрес
Согласно удостоверению серии ВВ N ... от 05.05.2005г. Хаертдинова Ф.Б. является ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии со справкой серии ВТЭ-87 N ... от 28.11.1994г. является инвалидом по зрению, группа инвалидности - первая, инвалидность бессрочная.
В соответствии со справкой серии МСЭ-2001 N ... от 30.04.2003г. Хаертдинов А.Г. является инвалидом II группы по общему заболеванию, инвалидность бессрочная.
Из обращения указанных граждан следует, что в нарушение пункта 7 Положения к работе комиссии при принятии решения от 24.12.2014г. они либо уполномоченные ими лица не были привлечены с правом совещательного голоса. Также в нарушение пункта 44 названного Положения им как собственникам жилого помещения не была произведена передача по одному экземпляру решения комиссии.
Согласно заключению от 23.04.2016г. обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома адрес жилой дом адрес классифицируется как аварийное. Данный вывод сделан на основании длительного срока эксплуатации дома, значительный физический и моральный износ дома, инженерных сетей, санитарно-техническое состояние, отсутствие данных проведения капитального ремонта, техническое состояние строительных конструкций и инженерных сетей.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции для определения технического состояния многоквартирного жилого дома адрес и соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для проживания, назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "КБ "Метод".
В соответствии с заключением эксперта N ... С от 17.10.2016г.
"Техническое состояние жилого дома адресоценивается как ограниченно-работоспособное, как указано в исследовательской части. Степень физического износа, на момент натурного осмотра, составляет 55%. Техническое состояние основных строительных конструкций здания оценивается как: фундамент - аварийное состояние; стены - аварийное состояние; перекрытия - ограниченно-работоспособное состояние; крыша ограниченно - работоспособное состояние; полы - ограниченно-работоспособное состояние. На момент натурного осмотра техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций жилого здания, расположенного по адресу: ... по наиболее негативным параметрам состояние конструкции оценивается, в целом, как аварийное. При проведении натурного осмотра от 13 сентября 2016 года экспертом была выявлена деформация дома под секцией второго подъезда с фасадной части. Такая просадка свидетельствует о деформации грунтовых пород фундаментов. Вследствие чего произошла деформация фундамента, что привело к возникновению трещин в этой части дома на всю высоту и никак не является следствием износа фундамента, поскольку при износе фундамента сверх нормативных величин, трещины в доме появились бы по всему дому с той или иной шириной и длиной. Износ фундамента в неаварийной части дома, то есть третий и четвертый подъезд, составил 40 %. Указанный дом, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, соответствует, является аварийным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью жильцов и третьих лиц".
Суд первой инстанции признал вышеуказанное заключение эксперта относимым, допустимым, надлежащим по делу доказательством, согласующимся с другими доказательствами по делу.
У судебной коллегии также нет оснований ставить под сомнение выводы эксперта, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Экспертному исследованию был подвергнут необходимый и достаточный материал, методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы обоснованы.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что вопреки требованиям жилищного законодательства Администрацией ГО г.Уфа на Межведомственной комиссии от 09.10.2015г. не дана объективная оценка состоянию всего жилого дома, в частности, 3-го и 4-го подъездов указанного дома, вопрос о пригодности либо непригодности для проживания в подъездах не рассмотрен, вследствие чего безопасность проживающих в 3-м и 4-м подъездах людей ставится под угрозу, чем грубо нарушаются их права на благоприятные условия проживания.
Хаертдинова Ф.Б., Хаертдинов А.Г. не привлекались к участию в работе межведомственной комиссии. Между тем, как правильно отметил районный суд, в соответствии с абзацем пятым пункта 7 упомянутого выше Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
При этом в результате бездействия административного ответчика проживание в доме адрес, а также его посещение иными лицами, круг которых не ограничен, влечет угрозу их жизни и здоровью, ставит под сомнение безопасность проживания граждан в указанном доме.
Опровергая довод административного ответчика о том, что 3-й подъезд был исследован, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с решением Октябрьского районного суда г.Уфы от 19.01.2015г. Администрация ГО города Уфы обязана была рассмотреть на заседании межведомственной комиссии ГО города Уфы Республики Башкортостан, провести оценку соответствия жилого дома по адресу: ... требованиям, установленным Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. N 47, и принять решение о признании пригодным или непригодным для проживания, однако в выводах заключения межведомственной комиссии оценка пригодности или непригодности 3-го и 4-го подъезда не дана.
Между тем, из материалов дела следует, что износ третьего и четвертого подъезда многоквартирного жилого дома составляет 40%, согласно заключению эксперта снижен уровень надежности всего здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, имеются деформации фундаментов, стен, другие дефекты, однако вопреки вышеперечисленному Администрация ГО город Уфа в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействует, не осуществляет подготовку документов для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. При этом доказательств, опровергающие вышеперечисленные обстоятельства административным ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия Администрации ГО г.Уфа в части непринятия мер, направленных на рассмотрении на заседании межведомственной комиссии ГО г. Уфа Республики Башкортостан вопроса признания многоквартирного дома адрес аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и необходимости удовлетворения требований административных исковых требований.
Выводы суда об этом подробно и аргументированно изложены в обжалуемом судебном акте, позиция суда первой инстанции соответствует нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о том, что результаты судебной экспертизы нельзя принять как допустимое и достоверное доказательство по делу направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Более того, судебная коллегия отмечает, что оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания производится межведомственной комиссией (п. 42 Положения) и выполнение установленной судом обязанности направлено, в первую очередь, на обеспечение приоритета безопасности как жильцов 3-го и 4- го подъездов доме адрес, так и неопределенного круга лиц, охрану и защиту их прав.
Ввиду изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 ноября 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.