Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 6 февраля 2017 года) жалобу защитника Акчева В.А. Ишмухаметовой Э.Р. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства экологии Республики Башкортостан ФИО1 N ... от дата, решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении технического директора общества с ограниченной ответственностью "БетаПром" Акчева В.А.,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства экологии Республики Башкортостан ФИО1 N ... от дата, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2016 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 сентября 2016 года, технический директор общества с ограниченной ответственностью "БетаПром" Акчев В.А. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными постановлениями, постановлением должностного лица защитник Акчева В.А. Ишмухаметова Э.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан в соответствии с Планом работы прокуратуры на 1 полугодие дата проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в отношении ООО "БетаПром".
По результатам проведенной проверки постановлением заместителя прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан Халилова А.Р. от дата в отношении технического директора ООО "БетаПром" Акчева В.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Из данного постановления усматривается, что в ходе выездной проверки дата установлено, что ООО "БетаПром", расположенное по адресу: г. Уфа, адрес, осуществляет работы по содержанию здания и сдаче его в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям.
При осуществлении ООО "БетаПром" деятельности образуются отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; смет с территории предприятия практически неопасный; отходы упаковочного картона незагрязненные. У ООО "БетаПром" имеется парковка, которая является неорганизованным стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Помещения в нежилом здании, расположенном по адресу: г. Уфа, адрес, а также земельный участок под указанным зданием находятся в собственности ООО "БетаПром", что следует из свидетельства о государственной регистрации права от дата.
В ходе проверки ООО "БетаПром" представлены отчеты об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 и 2015 годы.
В постановлении заместителя прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан от дата указано, что лимитами на размещение отходов для ООО "БетаПром" в 2015 году являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год. Из представленных отчетов за 2014 и 2015 годы следует, что ООО "БетаПром" в 2015 году превышены лимиты на размещение мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) на 2,916 тонны, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства на 14,513 тонн, а также отсутствуют лимиты на размещение смета с территории предприятия практически неопасного, отходов упаковочного картона незагрязненных.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения технического директора ООО "БетаПром" Акчева В.А. к административной ответственности по 8.2 КоАП РФ.
При этом должностное лицо административного органа исходило из того, что в нарушение требований частей 2, 8 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 2 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" ООО "БетаПром" в 2015 году превышены лимиты на размещение мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) на 2,916 тонны, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства на 14,513 тонн, а также отсутствуют лимиты на размещение смета с территории предприятия практически неопасного, отходов упаковочного картона незагрязненных; лимитами на размещение отходов для ООО "БетаПром" в 2015 году являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год.
Решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2016 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 сентября 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
С принятыми по делу судебными постановлениями, постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращении с отходами в том числе обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 18 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 декабря 2011 года N ВК-08-03-36/16666 в связи с возникающими вопросами сроков действия лимитов на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства разъяснено, что количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью за отчетный год, являются лимитами за этот же (отчетный) год.
Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что лимитами на размещение отходов в 2015 году являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год, соответственно лимитами на размещение отходов в 2014 году являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год.
Таким образом, выводы в постановлении должностного лица, судебных решениях о том, что лимитами на размещении отходов для ООО "БетаПром" в 2015 году являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год; что ООО "БетаПром" в 2015 году превышены лимиты на размещение мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) на 2,916 тонны, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства на 14,513 тонн, а также отсутствуют лимиты на размещение смета с территории предприятия практически неопасного, отходов упаковочного картона незагрязненных, являются ошибочными, указанные выводы основаны на неверном толковании норм права.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ приведенным доводам, указанным Акчевым В.А. в жалобах, судьей районного суда и судьей Верховного Суда Республики Башкортостан оценка не дана.
Поскольку иных оснований для привлечения технического директора ООО "БетаПром" Акчева В.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, ни постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от дата, ни постановление должностного лица о назначении административного наказания N ... от дата не содержат, постольку постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства экологии Республики Башкортостан ФИО1 N ... от дата, решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении технического директора ООО "БетаПром" Акчева В.А. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановила:
жалобу защитника Акчева В.А. Ишмухаметовой Э.Р. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства экологии Республики Башкортостан ФИО1 N ... от дата, решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении технического директора общества с ограниченной ответственностью "БетаПром" Акчева В.А. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись З.У. Латыпова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.