Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при секретаре Бекановой З.Р.,
с участием: представителя МУП "Аптека N12 г.Баксана" Тхагапсоева А.С. по доверенности от 26.12.2016г.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - оперуполномоченного УНК МВД по КБР ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП "Аптека N12 г.Баксан" на постановление судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 февраля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП "Аптека N12 г.Баксан",
установил:
Постановлением судьи Баксанского районного суда КБР от 08 февраля 2017 года Муниципальное унитарное предприятие "Аптека N12 г.Баксан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
14 февраля 2017 года директор МУП "Аптека N12 г.Баксан" ФИО3 обратилась с жалобой в Верховный Суд КБР через Баксанский районный суд КБР, в которой просит отменить постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 08 февраля 2017 года и прекратить производство по делу.
В жалобе указано, что в соответствии с частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия юридического лица, образуют состав административного правонарушения только в случае нарушения правил учета психотропных веществ, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Однако, в протоколе об административном правонарушении от 23 декабря 2016 года не содержится конкретный перечень психотропных веществ, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня, которые не были отражены в соответствующих журналах унитарного предприятия. Автор жалобы считает, что в данные перечни не входят препараты Релиум таблетки 5 мг. N20, Реланиум ампулы 5 мл. N5, Золомакс таблетки 1 мг. N50, Клонозепам таблетки 2 мг. N30, указанные в протоколе обследования помещений от 21 декабря 2016 года.
В судебном заседании представитель МУП "Аптека N12 г.Баксана" Тхагапсоев А.С. просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Оперуполномоченный УНК МВД по КБР ФИО5 просил в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 08 февраля 2017 года законными и обоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы ФИО3, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Согласно протоколу об административном правонарушении ЮЛ КБР N101053 от 23 декабря 2016 года, составленным оперуполномоченным УНК МВД по КБР ФИО5, в отношении юридического лица МУП "Аптека N12 г.Баксан" установлено нарушение правил учета психотропных веществ, ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола обследования помещений от 21 декабря 2016 года следует, что в ходе проверочных мероприятий выявлено, что в помещении N5 для хранения психотропных веществ, расположенной в здании МУП "Аптека N12 г.Баксан", хранятся психотропные вещества для последующей реализации. Незаконно хранящихся препаратов в помещении N5 не обнаружено. Установлено нарушение правил учета психотропных веществ, выразившееся в не отражении в соответствующих журналах данных о поставщике, номере документа, количества, отсутствии записи в соответствующих строках журнала расходных данных книжного и фактического остатка, а также подписи уполномоченного лица, в нарушение "Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операции связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 ноября 2006 года N644 в редакции от 06 августа 2015 года.
Материал по части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица МУП "Аптека N12 г.Баксан" был передан начальником УНК МВД по КБР в Баксанский районный суд КБР, для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Постановлением судьи Баксанского районного суда КБР от 08 февраля 2017 МУП "Аптека N12 г.Баксан" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Обжалуемое постановление судьи районного суда является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, состоящий из четырех Списков, включая три таблицы прекурсоров Списка IV.
В силу абз. 3 статьи 1 названного Закона, психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность для юридических лиц за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Статьей 39 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, а также количество внесенных в Список I прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствие с пунктом 5 указанных Правил при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации.
Как указано выше, МУП "Аптека N12 г.Баксан" вменяется нарушение установленных законодательством правил учета психотропных веществ, выразившееся в неотражении в соответствующих журналах данных о поставщике, номере документа, количества, отсутствии записи в соответствующих строках журнала расходных данных книжного и фактического остатка, а также подписи уполномоченного лица.
С учетом приведенных выше норм, применительно к настоящему делу событие вменяемого административного правонарушения, выражается в неотражении в соответствующих журналах регистрации сведений о конкретных операциях, совершенных с находящимися в обороте данного лица лекарственными препаратами, содержащими вещества, отнесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 к психотропным веществам, в результате которых изменилось их количество и (или) состояние.
Между тем, событие данного нарушения надлежащим образом в протоколе об административном правонарушении не описано.
В частности, не указано когда и с какими именно препаратами были совершены операции, подлежащие отражению в журналах регистрации операций с психотропными веществами. Отсутствует количество и конкретные наименования лекарственных препаратов, позволяющие установить, что содержащиеся в них вещества отнесены к психотропным веществам, а именно, включены в один из Списков Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с диспозицией части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе не отражено какие именно операции были совершены в отношении данных препаратов. Вместе с тем, в соответствующих журналах регистрации подлежат отражению только те операций, в результате которых изменяется количество и состояние соответствующих веществ, включенных в Перечень.
Указанные недостатки являются существенными, так как согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе.
Отсутствие в протоколе описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отмеченное обстоятельство фактически лишало судью возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения в этой части и принять правильное решение по делу.
С учетом изложенного, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судье, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков.
Однако в настоящее время такая возможность утрачена, так как в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где указано, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее дело было принято судьей Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики к производству и рассмотрено по существу, с вынесением постановления.
Данные нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу судебного постановления.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении ЮЛ КБР N101053 от 23 декабря 2016 допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина МУП "Аптека N12 г.Баксан" в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, а вину МУП "Аптека N12 г.Баксан" в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, гласящей, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, считаю постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу директора Муниципального унитарного предприятия "Аптека N12 г.Баксан" удовлетворить.
Постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 08 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия "Аптека N12 г.Баксан", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов
Копия верна: З.М. Ошхунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.