Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 г. по делу N 33а-74/2017
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Мордовина А.А. и Ракова А.В., при секретаре Овчинниковой Е.Ю., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Желудкова А.И. на решение 26 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление гражданки Украины Марчуковой Г. А. об оспаривании действий Управления МВД России на комплексе и начальника отделения этого же Управления по вопросам миграции, связанных с отказом в регистрации ее по месту пребывания.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., судебная коллегия, -
установила:
Решением суда первой инстанции признаны незаконными действия начальника отделения по вопросам миграции УМВД России на комплексе связанные с отказом в регистрации Марчуковой по месту пребывания в указанном населенном пункте, и на должностное лицо возложена обязанность зарегистрировать ее по 31 марта 2019 года по месту пребывания в _ по адресу: _
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, начальник УМВД России на комплексе Желудков в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с нарушением норм материального права
и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, в обоснование чего со ссылкой на различные нормативные правовые акты приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
В силу специфики правового статуса г. Байконур иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан на территории этого населенного пункта осуществляется отделом миграционной полиции Представительства МВД Республики Казахстан, в связи с чем нарушение прав и законных интересов Марчуковой отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе не допущено.
Выдача Марчуковой соответствующей режимной комиссией разрешения на въезд и проживание в г. Байконур по 31 марта 2019 года обязанность по регистрации ее до этого срока по месту пребывания для отделения УМВД России на комплексе не порождает, поскольку решение миграционных вопросов в компетенцию указанной комиссии не входит.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки доводам автора жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а обжалуемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно статьям 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" (Москва, 23 декабря 1995 года), г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса город _ в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации с особым режимом безопасного функционирования, в том числе и с ограничением на проживание граждан на его территории.
Ограничение постоянного проживания граждан на территории г. Байконур входит в компетенцию режимной комиссии, действующей на основании указанного Соглашения и Положения об условиях особого режима пребывания в городе _ от 17 апреля 1998 года.
Согласно этому Положению, особый режим безопасного проживания граждан в г. Байконур включает в себя ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на территории города. При этом выдача разрешения на въезд и проживание в г. Байконур возлагается на режимную комиссию, созданную по решению Главы городской администрации и действующую в соответствии с Положением о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур, утвержденным его же постановлением N 231 от 24 мая 2002 года.
По смыслу п. 14 Положения о порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в г. Байконур, утвержденного постановлением Главы администрации г. Байконур от 27 апреля 2007 года N 62, учетная регистрация граждан в администрации г. Байконур является разрешительным актом органа исполнительной власти в лице Главы администрации на оформление гражданами регистрационного учета в органах регистрационного учета Российской Федерации в г. Байконур.
На основании п. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса от 4 октября 1997 года, организация и обеспечение паспортно-визовой работы на территории комплекса "Байконур" осуществляется правоохранительными органами России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом из Договора аренды комплекса между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 1994 год) следует, что к членам семей персонала космодрома относятся проживающие в г. Байконур супруги, дети и родители членов персонала космодрома, а также совместно проживающие с ними и находящиеся на их иждивении лица.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, после упразднения Федеральной миграционной службы России ее полномочия на территории г. Байконур реализует правопреемник в лице отделения по вопросам миграции УМВД России на комплексе
Гражданка Украины Марчукова приходится матерью гражданину России М, который относится к числу "персонала космодрома , поскольку работает на одном из предприятий комплекса При этом Марчукова с 2001 года зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: _ нанимателем которого является ее сын.
Своим решением (протокол от 7 февраля 2013 года N 301) режимная комиссия удовлетворила ходатайство Марчуковой и разрешилаей временное проживание по месту жительства сына в г. _ по 31 марта 2019 года. На основании этого решения Марчукова обратилась с заявлением в отделение УФМС России по Московской области в г. Байконур о регистрации в г. Байконур по месту пребывания, однако в этом ей было отказано.
С достаточной полнотой установив и проанализировав указанные обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами, регламентирующими порядок въезда и проживания на территории комплекса иностранных граждан, суд первой инстанции, по убеждению судебной коллегии, пришел к правильному выводу о том, что на Марчукову, как на мать гражданина России, входящего в состав персонала космодрома, распространяется законодательство Российской Федерации, предусматривающее ее право на временное проживание в г. Байконур. При этом на отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе ", как правопреемника указанного выше подразделения упраздненной Федеральной миграционной службы России, при условии выдачи соответствующего разрешения компетентным органом (режимной комиссией администрации г. Байконур) возложена лишь, по существу, техническая функция по регистрации Марчуковой по месту жительства (месту пребывания) сына на разрешенный срок - по 31 марта 2019 года.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации истца по месту пребывания на территории г. Байконур на период, определенный режимной комиссией, нарушает права Марчуковой, а значит принятое в ее пользу решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного доводы автора апелляционной жалобы законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, по убеждению судебной коллегии, под сомнение не ставят и основанием для его отмены не являются.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление гражданки Украины Марчуковой Г. А. об оспаривании действий Управления МВД России на комплексе и начальника отделения этого же Управления по вопросам миграции, связанных с отказом в регистрации ее по месту пребывания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Желудкова А.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.