Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Федоровой Г.А., судей Топорковой С.А., Местниковой С.А. при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
6 марта 2017 года
дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2017 года, которым по делу по иску Подваркина Ю.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Государственному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ГУ МЧС России по РС (Я) о признании незаконным действия ГУ МЧС России по РС (Я) об исключении из состава семьи члена семьи, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения,
постановлено:
Иск Подваркина Ю.А. к МЧС России, ГУ МЧС России по РС (Я) о признании незаконным действия ГУ МЧС России по РС(Я) об исключении из состава семьи П. и взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с составом семьи 5 человек оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения истца и его представителя Романовой А.А., представителей ответчиков Максимова А.В., Кириллина В.А., судебная коллегия
установила:
Подваркин Ю.А. обратился в суд с иском к МЧС России, ГУ МЧС России по РС (Я), ссылаясь на то, что 17.12.2013 г. обратился с рапортом в ГУ МЧС России о РС (Я) о постановке на учет с составом семьи 5 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. 14 марта 2014 года был уведомлен о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на недостающую площадь ... кв.м, составом семьи 5 человек с даты подачи рапорта 17.12.2013 г. На заседании комиссии ГУ МЧС России по РС (Я) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ППС единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения исключен из состава семьи его сын П. в связи с достижением им возраста 23 года. Считает исключение сына незаконным, нарушающим его права по реализации социальных гарантий. Указал, что его семья, включающая троих детей, имела преимущественное право перед другими очередниками на получение указанной выплаты. Кроме того указал, что в связи с получением в марте 2014 года уведомления о постановке на учет для получения выплаты с составом семьи на 5 человек с даты подачи рапорта - 17.12.2013 г., единовременную социальную выплату должен был получить в 2014 году. Стоимость одного метра жилья по РС (Я) составляет ... руб., в связи с чем взысканию подлежит единовременная социальная выплата в размере ... руб. Просил признать незаконными действия ГУ МЧС России по РС (Я) об исключении из состава семьи члена семьи - П., взыскать единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения в размере ... руб.
Не согласившись с требованиями истца, представитель ответчиков МЧС России, ГУ МЧС России по РС (Я) по доверенности Кириллин В.А. представил суду письменный отзыв, в котором указал, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, с учетом совместно проживающих с ним членов семьи. В связи с тем, что член семьи истца - П. достиг 23 лет, он не может быть отнесен к членам семьи по возрастному условию. Просил в иске отказать полностью.
Судом постановленовышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, истец Подвркин Ю.А. обратился в суд с жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы указал, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку на момент постановки на учет - 17.12.2013 г. трое его детей не достигли возраста 23 лет. Кроме того, полагает, что в связи с наличием у семьи троих детей имели преимущественное право перед другими очередниками на получение выплаты. Семья проживает совместно в одном жилом помещении, жилищные условия ими не улучшались и не ухудшались с момента постановки семьи на учет. Выплата не была произведена своевременно по вине ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Главного управления МЧС России по РС (Я) Максимов А.В. просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Как усматривается из материалов дела, истец является сотрудником ГУ МЧС России по РС (Я).
17 декабря 2013 года истец был поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ) в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, подтвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 на состав семьи из 5 человек на недостающую площадь ... кв.м. (л.д. 8).
Из материалов дела, а именно выписки из протокола N ... от 18.10.2016 г. следует, что из состава семьи истца в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ был исключен сын П., _______ года рождения, в силу достижения им возраста 23 лет. Решением комиссии истец оставлен состоящим на учете для получения ЕСВ с даты подачи рапорта 17.12.2013 г. с составом семьи из четырех человек на недостающую площадь ... кв.м. (л.д. 6).
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в ГУ МЧС России по РС (Я) с претензией на указанное решение.
21 ноября 2016 года решение комиссии от 18.10.2016 г. протокол N ... ответчиком оставлено без изменения, что подтверждается выпиской из протокола N ... (л.д. 7).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что сын истца П. не может быть признан членом семьи Подваркина Ю.А. с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку на момент подачи истцом иска, сын достиг возраста 23 лет, в связи с чем не может учитываться в качестве члена семьи истца при определении размера единовременной социальной выплаты. Также судом указано, что оспариваемое решение комиссии соответствует требованиям пункта 3 части 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 и не нарушает прав истца.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными.
Довод жалобы истца, что П. является членом его семьи, поскольку проживает совместно с ним, на момент постановки на учет не достиг возраста 23 лет, свидетельствует об ошибочном толковании норм права применительно к характеру разрешаемого спора.
Так, предметом спора является не просто установление факта родственных и семейных отношений, которые никем не оспариваются, а наличие таких отношений, при наличии которых возникает право на меры социальной поддержки, предоставляемые государством определенной категории лиц.
Так, Федеральный закон N 283-ФЗ регулирует отношения, в том числе, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников МЧС России, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (ч. 1 ст. 1).
Членами семьи сотрудника и лицами, находящимися на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются только те лица, которые указаны в ч. 2 ст. 1 этого же Закона.
Соответственно, к членам семьи сотрудника относятся, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения. Также к членам семьи сотрудника относятся лица, находящиеся на полном содержании сотрудника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона).
Вместе с тем, сын истца П. _______ года достиг возраста 23 лет, то есть является совершеннолетним, дееспособным лицом. В действующем законодательстве отсутствуют положения, на основании которых указанные лица могут претендовать на содержание от других лиц, в том числе от родителей, поскольку данные лица обязаны содержать себя сами. Фактическое совместное проживание в одном жилом помещении с родителями не предоставляет им право претендовать на меры социальной поддержки со стороны государства при обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Судебной коллегией также исследованы и признаны необоснованными доводы жалобы о том, что семья истца имела преимущественное право перед другими очередниками на получение ЕСВ.
В соответствии с п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, в связи с чем довод истца о возможности предоставления ЕСВ во внеочередном порядке, не может быть признан законным и обоснованным.
Кроме того судебная коллегия отмечает, что в силу положений п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти. Порядок и условия предоставление данной выплаты определяются Правительством РФ (п. 6 данной статьи Закона).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2013 N 369 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете МЧС России.
МЧС России на основании п. 11 ст. 9 Положения "О МЧС России", утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868, в пределах своей компетенции является главным распорядителем средств федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правильно отказал в требованиях о возложении обязанности по предоставлению Подваркину Ю.А. социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения вне зависимости от установленного порядка, поэтому решение суда в этой части судебная коллегия считает законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии с принципами действующего гражданского законодательства восстановление нарушенного права одного гражданина, не может нарушать права и свободы иных лиц, поэтому восстановление нарушенного права Подваркина Ю.А. на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может нарушать права других сотрудников, которые ранее встали на учет для получения данной выплаты.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2017 года по иску Подваркина Ю.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным действия ГУ МЧС России по РС (Я) об исключении из состава семьи члена семьи, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Г.А. Федорова
Судьи: С.А. Местникова
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.