Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе председательствующего судьи Васильевой В.Г., судей Матвеевой М.К., Никодимова А.В.,
при секретаре Семеновой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2017 года, которым по делу по иску Кириллиной И.Г. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения вне очереди
постановлено:
В удовлетворении искового заявления Кириллиной И.Г. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения вне очереди - отказать.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., объяснения истца Кириллиной И.Г., ее представителей Слепцова М.М., Баишевой М.А., представителя ответчика Алексеевой А.И., судебная коллегия
установила:
Кириллина И.Г. обратилась в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения вне очереди, указывая, что является нанимателем жилого помещения по адресу: ... 18.11.2013 в квартире произошел пожар. Взамен сгоревшего жилья ее семье предоставлено жилое помещение в маневренном фонде, в котором невозможно проживать. Просила обязать ответчика предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение.
Судом постановленовышеуказанное решение.
Представитель истца обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указал доводы, аналогичные изложенным в иске, а также на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участников судебного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, отказывая в иске Кириллиной И.Г., исходил из того, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, истцом не представлен акт межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласна.
Как усматривается из материалов дела, на основании ордера от 31.07.1996 Кириллиной И.Г. на состав семьи ... человек предоставлено жилое помещение площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ...
Согласно справке ОНД по г.Якутску от 21.11.2013 в жилом помещении по указанному адресу произошел пожар.
Из извещения о постановке на учет на получение жилого помещения от 21.11.2016 следует, что истица состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 11.11.2016 под N ...
02 апреля 2015 года с Кириллиной И.Г. на состав семьи ... человек заключен договор срочного найма жилого помещения, по условиям которого им во временное пользование предоставлено жилое помещение, состоящее из одной комнаты, по адресу: ...
Согласно справке МКУ "Департамент жилищных отношений" от 08.12.2016 жилой дом, расположенный по адресу: ... , отсутствует в перечне аварийных жилых домов, подлежащих расселению и сносу.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина в установленном законом порядке малоимущим и его нуждаемость в жилом помещении.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений на условиях социального найма малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, по смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Применительно к спорным отношениям вопрос о выселении истицы из ранее занимаемого жилого помещения не являлся предметом судебного рассмотрения, поскольку жилое помещение как таковое утрачено в результате пожара, однако, применению подлежит именно ст. 89 ЖК РФ, что соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ".
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, что согласуется с позицией, изложенной в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.11.2009 года N 1368-О-О отметил, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, носит исключительно компенсационный характер, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из положений ч. 3 - 5 ст. 57 ЖК РФ следует, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которое является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. При этом, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из материалов дела следует, что истица состоит на учете нуждающихся в получении жилья, и в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ на учет нуждающихся в жилье принимаются малоимущие граждане. Истица является малоимущей, что явилось основанием для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу положений Конституции РФ на государство в лице органов муниципальной власти возложена обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющих возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Как видно из дела, Окружная администрация г. Якутска заключение о признании дома аварийным, не пригодным для проживания не составила.
Отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома не пригодным для проживания не является виной истицы, истица состоит на учете нуждающихся в жилье, жилое помещение, где проживала семья истицы, фактически является непригодным для проживания, и она имеет право на внеочередное предоставление жилья путем заключения договора социального найма. Материалами дела установлен факт уничтожения жилого помещения в результате пожара, следствием чего является естественная невозможность использовать его для проживания, а также подвергнуть реконструкции и ремонту.
После уничтожения пожаром дома, расположенного по адресу: ... , в котором истица проживала в квартире N ... на условиях социального найма, в обязанности Окружной администрации г. Якутска входило составление заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и переселение истицы в другое жилое помещение для проживания по договору социального найма. При этом оно должно быть благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, находиться в черте г. Якутска и быть размером не менее нормы предоставления жилья.
Предоставление жилого помещения по адресу: ... , во временное пользование по срочному договору социального найма не являются основанием для освобождения Окружной администрации г. Якутска от исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, поскольку предоставление жилых помещений на указанных условиях не является надлежащим исполнением обязанности, возложенной на ответчика законодателем в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что истице предоставлено право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку имеется совокупность условий, предусмотренных действующим законодательством для его возникновения: Кириллина И.Г. в установленном законом порядке признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, а жилое помещение, в котором она ранее проживала на условиях социального найма, непригодно для проживания.
При определении площади жилого помещения, которое подлежит предоставлению Кириллиной И.Г. по договору социального найма, судебная коллегия исходит из следующего.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16.09.2005 ПГС N 36-17 "О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма для малоимущих граждан и учетной норме площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади по договору социального найма жилого помещения в размере двенадцать квадратных метров.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кириллиной И.Г., возложении на Окружную администрацию г. Якутска обязанности предоставить Кириллиной И.Г. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в черте г. Якутска, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2017 года по данному делу отменить, принять новое решение.
Исковые требования Кириллиной И.Г. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Кириллиной И.Г. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в черте города Якутска, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
Председательствующий: Васильева В.Г.
Судьи: Матвеева М.К.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.