Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
судей Топорковой С.А., Шадриной Л.Е.,
при секретаре Захаровой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2017 г., которым по иску Жаббаровой Ф.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске о признании права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал,
постановлено:
Исковое заявление Жаббаровой Ф.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске о признании права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шадриной Л.Е., объяснения истца Жаббаровой Ф.С. и ее представителя Менжуренко В.В., представителя ответчика Семенова Ю.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жаббарова Ф.С. обратилась в суд к ответчику ГУ УПФ РВ в г. Якутске с указанным иском, мотивируя тем, что 18 декабря 2013 г. ею получено решение ГУ УПФ РФ в г. Якутске об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Считает, что данный отказ является необоснованным, так как Правила подачи заявлений и выдачи сертификата не предусматривают наличия свидетельства о рождении ребенка. Просит признать за ней право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал при отсутствии свидетельства о рождении первого ребенка на основании справки Ф-26 (документа, подтверждающего рождение ребенка и его смерть в первую неделю жизни).
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, истец Жаббарова Ф.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить иск, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неверным толкованием норм материального права. Указывает, что юридическое значение в данном случае имеет факт рождения первого и второго ребенка, отсутствие свидетельства о рождении не является основанием к отказу в признании права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании истец Жаббарова Ф.С. и ее представитель Менжуренко В.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Семенов Ю.И. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01 января 2007 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Установлено, что 15 декабря 2007 г. Жаббарова Ф.С. родила мертворожденного ребенка. Свидетельство о рождении ребенка не выдавалось, выдана справка о рождении (форма 26) N ... от 21 ноября 2016 г.
У истца имеются дети: сын В., _______ года рождения, дочь К., _______ года рождения.
На обращение Жаббаровой Ф.С. в пенсионный орган с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, 18 декабря 2013 г. ГУ УПФ РФ в г. Якутске вынесено решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании п.1 ч.6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ.
Также 15 декабря 2014 г. ей направлено уведомление с разъяснением о том, что справка о рождении (форма 26), которая подтверждает факт рождения ребенка, не является актом гражданского состояния - государственной регистрации первого ребенка.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении 09 ноября 2010 г. N 1441-О-О, анализ положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Доводы апелляционной жалобы о том, что ограничение возможности на получение материнского капитала в зависимости от наличия свидетельства о рождении ребенка законом не предусмотрено, а также о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с фактом рождения второго ребенка, судебная коллегия принять не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г. (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ).
Согласно п. 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.10.2011 N 1180н, лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направления их по почте либо направления заявления в форме электронного документа посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".
Пункт 5 названных Правил указывает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 256-ФЗ в регистре содержится информация о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Статьей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 и 8 Федерального закона от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении. При этом свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, в соответствии со ст. 20 указанного Закона не выдается.
Из справки N ... , выданной ГБУ " ********", следует, что 15 декабря 2007 г. у Жаббаровой Ф.С. установлена ******** смерть плода.
Правовое значение для выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал имеет именно фактическое рождение у истца живого ребенка, чего в данном случае не произошло.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка при рождении второго ребенка истец приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2017 г. по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: С.А.Топоркова
Л.Е.Шадрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.