Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу Алексеева С.М. на постановление и.о. руководителя Амгинской инспекции охраны природы от 29 сентября 2016 года и решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алексеева С.М.,
установил:
Постановлением и.о. руководителя Амгинской инспекции охраны природы Н. по делу об административном правонарушении от 29 сентября 2016 г. N ... Алексеев С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решением Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными решениями, Алексеев С.М. просит отменить их, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что административным органом допущены нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено не полномочным должностным лицом, при этом, в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 14.03.1995 г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" административная ответственность не предусмотрена за нарушение её требований. Действий уголовно-наказуемого характера, при этом, с его стороны допущено не было, ущерба природе не нанесено, природными ресурсами не пользовался на охраняемой территории.
Изучив истребованные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В связи с необходимостью соблюдения требований законности дело об административном правонарушении на основании ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ рассматривается в полном объеме.
В соответствии со 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Пунктом 10 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.39 настоящего Кодекса.
При этом от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий вправе старший государственный инспектор субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Частью 5 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется законодательством субъектов РФ.
Согласно Перечня должностных лиц (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) и природоохранных учреждений, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор на территории Республики Саха (Якутия), за исключением особо охраняемых природных территорий федерального назначения, утвержденного приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2016 г. N01-05/1-421 осуществояют государственные инспектора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Из материалов дела следует, что 25 сентября 2016 г. в 18 час. 34 мин. Алексеев С.М. находился в охотничьей заимке, расположенной на местности " ********" ресурсного резервата " ********". При этом у него с собой не имелось разрешения на посещение особо охраняемой природной территории. При себе имел 2 огнестрельных оружия, по документам принадлежащих ему, не имел при себе разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Приехал на маломерном судне, принадлежащему ему, с А. и П., которые также не имели при себе соответствующего разрешения на посещение ресурсного резервата и добычу охотничьих ресурсов. Указанными действиями Алексеев С.М. нарушил требования ст. 16 Закона РС(Я) N910-З, ст. 24 Федерального закона N33-ФЗ, пункты 4.2.11, 4.213, 4.5.5 Положения о ресурсном резервате (Эркээйи Сир) республиканского назначения " ********" в ... улусе, утвержденного приказом Министра охраны природы Республики Саха (Якутия) от 02.07.2014 г. N01-05/1-259.
Постановлением и.о. руководителя Амгинской инспекции охраны природы -старшим государственный инспектором Н. по делу об административном правонарушении от 29 сентября 2016 г. N ... Алексеев С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф.
Как следует, из содержания данного постановления должностного лица, о выявленном правонарушении 25.09.2016 г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Алексеева С.М. (л.д. 9).
Кроме того, о составлении протокола об административном правонарушении, в настоящей жалобе ссылается лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Алексеев С.М.
Между тем, в материалах дела данного протокола об административном правонарушении не имеется, также не имеется сведений о том, что Алексееву С.М., при производстве дела у должностного лица, разъяснялись его процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.
Согласно абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 в случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) до принятия решения от 23 ноября 2016 года не устранил указанные недостатки.
Исходя из указанного, в отсутствие данных о том, что должностное лицо административного органа составляло протокол об административном правонарушении в рамках полномочий, представленных КоАП РФ, установить соблюдение процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не возможно.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей Мегино-Кангаласского районного суда не выполнены в полном объеме требования ст. 28.2 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение Мегино-Кангаласского от 23 ноября 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Алексеева С.М., не может быть признано законным и подлежит отмене.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы годичный срок давности привлечения Алексеева С.М. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алексеева С.М. - отменить, дело направить в Мегино-Кангаласский районный суд на новое рассмотрение.
Врио Заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.