Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Л.Р. Субботиной,
при секретаре судебного заседания Э.Ф. Мухаметшиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Гизатуллиной Н.М. на решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Гизатуллиной Н.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ о назначении ФИО2 социальной пенсии по потере кормильца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя УПФР - ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.М. Гизатуллина, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе Республики Татарстан (далее - УПФР) назначении социальной пенсии по потере кормильца, указывая на то, что она является приемным родителем несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на основании постановления исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны РТ от 26 января 2007 года ... В свидетельстве о рождении ребенка в графах "отец" и "мать" стоят прочерки, так как ребенок был оставлен в лечебно-профилактическом учреждении. 28 сентября 2016 года она обратилась в УПФР с заявлением о назначении ее подопечному пенсии по случаю потери кормильца, так как считает, что ребенок, не имеющий возможности получать содержание от родителей (алименты), имеет право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика в назначении пенсии ФИО2 отказано, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих смерть либо безвестное отсутствие родителей. Истец, в целях социальной защиты несовершеннолетнего, просит обязать ответчика назначить ФИО2 социальную пенсию по случаю потери кормильца.
В судебном заседании истец Н.М. Гизатуллина иск поддержала.
Представитель УПФР - ФИО1 иск не признал.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства исполнительного комитета Мамадышского муниципального рай она РТ
ФИО3 иск поддержала.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица Н.М. Гизатуллина, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указано, что несовершеннолетний ФИО2, "дата" года рождения, относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан с 26.01.2007 ... При обнаружении несовершеннолетнего, в личном деле ребенка не было документов, подтверждающих его личность, которые находятся в материалах дела. При регистрации в ОЗАГС в свидетельстве о рождении в графах "отец" и "мать" поставлены прочерки. Истица полагает, что необходимым условием для назначения пенсии по потере кормильца является то обстоятельство, что дети потеряли обоих родителей, которые обязаны содержать своего ребенка. Несовершеннолетние не получают ни алиментов, ни пенсии, вследствие чего нарушается их конституционное право на социальное обеспечение. В силу вышеизложенного, истица считает, что ее требования являются обоснованным и должны быть удовлетворены.
В суд апелляционной инстанции истица не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО1 с доводами апелляционной жалобы истицы не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Представитель третьего лица - Сектора опеки и попечительства Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в суд апелляционной жалобы не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому согласился с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11) и установил, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (подпункт 3 пункта 1).
Статья 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ предусматривает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 июля 2005 года неизвестная гражданка оставила новорожденного ребенка мужского пола в коробке за мусоропроводом на "адрес". Дата рождения и адрес матери неизвестны, паспортные данные отсутствуют, родила мальчика "дата". Сведения о другом родителе также отсутствуют, что подтверждается актом об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении.
Согласно свидетельству о рождении, ФИО2, родился "дата", место рождения - "адрес", о чем
"дата" составлена запись акта о рождении отделом ЗАГС администрации г.Набережные Челны РТ, в свидетельстве о его рождении в графах "мать" и "отец" поставлены прочерки (л.д.9).
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны РТ от 25 января 2007 года ... несовершеннолетний ФИО2 передан на воспитание в приемную семью Гизатуллиных Р.И. и Н.М., 17 января 2007 года заключен договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
28 сентября 2016 года Н.М. Гизатуллина обратилась к ответчику с заявлением о назначении ФИО2 пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2013 года N400-ФЗ
"О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного Фонда России в Мамадышском районе РТ от 10 октября 2016 года ФИО2 отказано в назначении пенсии по потери кормильца в связи с отсутствием сведений о родителях.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца у ФИО2 не возникло в связи с отсутствием документов, подтверждающих как факт смерти кормильца (кормильцев), так и сам факт родственных отношений с кормильцем, что является необходимым условием назначения такой пенсии.
Судебная коллегия, соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истицы несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также и в положениях части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях".
Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктами 10, 36, 37, 45 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, в том числе для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, необходимы документы о смерти кормильца, а также подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по указанным снованиям в числе прочих необходимы документы о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Из анализа приведенных выше положений следует, что основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения, как и для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых пенсиях", является смерть кормильца либо признание его судом безвестно отсутствующим, объявление умершим, подтвержденные соответствующими документами.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, поскольку в свидетельстве о рождении ФИО2 отсутствуют сведения о родителях, соответственно, отсутствует и факт их смерти, то есть несовершеннолетний ФИО2 никогда не являлся членом семьи умершего кормильца, со дня своего рождения не состоял на иждивении умершего кормильца, оснований для установления несовершеннолетнему ФИО2 социальной пенсии по случаю потери кормильца не имеется.
Довод апелляционной жалобы Н.М. Гизатуллиной о том, что непредоставление в пенсионный орган свидетельства о смерти родителей несовершеннолетнего ФИО2, а также каких-либо иных документов не может являться основанием для отказа в назначении им пенсии по случаю потери кормильца, основан на ошибочном и избирательном толковании норм действующего законодательства и не может служить основанием для отмены постановленного судом решения.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод истицы о нарушении гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение также признается судебной коллегией несостоятельным.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, несовершеннолетний ФИО2 имеет право на иные меры социальной поддержки, в том числе установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С учетом приведенной мотивации судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановленосоответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан
от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гизатуллиной Н.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.