Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Кардашовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. апелляционную жалобу Сабитовой А.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 20 декабря 2016 года, которым Сабитовой А.Ф. отказано в удовлетворении иска к Кабинету Министров Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан иска о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Сабитовой А.Ф., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчиков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан - Верховой И.А., представителя ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Павлова Р.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сабитова А.Ф., действуя в интересах ФИО1, обратилась в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец является опекуном недееспособной ФИО1, которая является инвалидом ... группы по общему заболеванию, включённому в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. ФИО1 состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, с правом на внеочередное предоставление жилой площади, не имеет собственного жилья. В связи с тем, что ФИО1 нужен постоянный уход, она вынуждена проживать в доме истца, в котором помимо Сабитовой А.Ф. зарегистрировано ещё четыре человека. В адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Казани истцом было направлено обращение, содержащее требование о необходимости решения жилищного вопроса ФИО1. Однако
09 марта 2016 года органом местного самоуправления истцу был дан ответ об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, мотивированный тем обстоятельством, что на день рассмотрения названного обращения орган исполнительной власти, осуществляющий выплату жилищных субсидий, на территории Республики Татарстан не определён.
На основании изложенного, истец просила возложить на ответчиков обязанность предоставить недееспособной ФИО1 субсидию на улучшение жилищных условий.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Сабитова А.Ф. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе выражается несогласие с выводом суда о том, что ФИО1 не обращалась с соответствующим заявлением в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по вопросу её постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. По мнению подателя жалобы, данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в материалах дела представлены многочисленные обращения и полученные на них ответы по вопросу постановки ФИО1 на соответствующий учёт.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утверждён Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В силу части 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если: 1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 названной статьи; 2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.
Из материалов дела следует, что Сабитова А.М. является опекуном недееспособной ФИО1, "дата" рождения.
Согласно справке ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В.М. Бехтерева" Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 05 августа 2015 года N ... следует, что ФИО1 является инвалидом, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 сентября 2015 года N ... ФИО1 принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма на внеочередное предоставление жилой площади.
На обращение истца письмом от 09 марта 2016 года Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани отказала истцу в предоставлении субсидии. Данный отказ был мотивирован тем обстоятельством, что на день рассмотрения названного обращения орган исполнительной власти, осуществляющий выплату жилищных субсидий, в Республике Татарстан не определён.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, суд исходил из того, что порядок предоставления инвалидам, вставшим на учёт после
01 января 2005 года, целевых субсидий на приобретение жилья установлен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 года N 236 "О предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов", согласно которому предоставление субсидий указанным категориям граждан носит заявительный характер. В нарушение установленного порядка Сабитова Г.М. по вопросу постановки её на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и включения в сводный список граждан получателей - субсидий в указанный орган после принятия названного постановления не обращалась.
Вместе с тем, суд отметил, что Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и Кабинет Министров Республики Татарстан являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, поскольку в настоящее время указанные органы не наделены государственными полномочиями по предоставлению жилищной субсидии гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных специальным перечнем, вставших на учёт нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьёй 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно решение вопросов социальной поддержки инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьёй 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утверждёнными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведённые нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что Кабинет Министров Республики Татарстан наделён полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
В соответствии со статьёй 8.2 Закона Республики Татарстан от
08 декабря 2014 года N 63-3РТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей - инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в данном перечне и признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
Порядок расчёта жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В целях реализации статьи 8.2 Закона Республики Татарстан от
08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Кабинетом Министров Республики Татарстан 18 апреля 2016 года принято постановление N 236 "О предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов".
Данным Постановлением установлен механизм предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан инвалидам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном Перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 01 января 2005 года. Органом, уполномоченным на проведение мероприятий по предоставлению жилищной субсидии указанной категории граждан, определено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Таким образом, порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 года N 236.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 236 от 18 апреля 2016 года, предоставление субсидий на приобретение жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний производится в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей субсидии, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, в которых получатели субсидий были признаны в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - нуждающиеся в предоставлении жилых помещений) в срок, указанный в пункте 1 названного Положения (далее - сводный список). Указанные списки представляются исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня постановки на учет получателя субсидии в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 года N 236 регулирует правоотношения по предоставлению жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 01 января 2005 года.
Поскольку истец обращалась в орган местного самоуправления до принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан Постановления от
18 апреля 2016 года N 236 "О предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов", регулирующего в настоящее время порядок предоставления инвалидам, вставшим на учёт после 01 января 2005 года, целевых субсидий на приобретение жилья, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах, соответствующие доводы апелляционной жалобы Сабитовой А.Ф. являются несостоятельными, в связи с чем подлежат отклонению.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 20 декабря 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сабитовой А.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.