Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р.,
судей Мочаловой Ю.Р., Маликова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Волошиных ФИО12, ФИО13 на решение Приволжского районного суда города Казани от 15 ноября 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Волошиной ФИО14, Волошиной ФИО15 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Зайцевой Н.В. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию права общей совместной собственности на квартиру оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Волошина М.Н. и Волошина Л.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту Управление Росреестра по РТ) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей совместной собственности на квартиру с кадастровым номером ... , расположенную по адресу: "адрес"; обязании осуществить государственную регистрацию права общей совместной собственности на вышеуказанную квартиру; взыскании пошлины за регистрацию прав в размере по 1000 рублей и за подачу данного административного иска по 150 рублей в пользу каждой.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 июля 2016 года административные истцы получили сообщение о том, что 31 мая 2016 года им отказано в государственной регистрации права общей совместной собственности на квартиру с кадастровым номером ... , расположенную по адресу: "адрес"
Административные истцы считают данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При вынесении решения об отказе не учтены две справки военных комиссариатов, указанные в расписке: N БР-57809 от 15 января 2016 года и N 3/265 от 30 июля 1992 года, а также выписка из домовой книги.
30 июля 1992 года Ленинским военным комиссариатом города Казани выдана справка N 3/265, согласно которой Волошин В.А. в соответствии со статьей 4 Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 года N 154 имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения. Административные истцы являются членами семьи умершего старшего офицера. Квартиру по избранному постоянному месту жительства они получили как нуждающиеся в жилье по увольнении из Советской Армии старшего офицера Волошина В.А. по возрасту. В данную квартиру они вселились 18 июня 1982 года и проживают в ней по настоящее время.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Волошина М.Н. и Волошина Л.В. просят решение суда отменить. Указывают о том, что решение суда принято о правах лиц, не привлеченных к участию в деле. Судом первой инстанции не приняты во внимание Указ Президента Российской Федерации и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, которые имеют существенное значение для дела.
В дополнительной апелляционной жалобе ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание Положения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих и членов их семей от 17 февраля 1981 год N 193" (изм. 20 апреля 2000 года). Также судом не принят во внимание ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, и "О статусе военнослужащих". По приведенным основаниям полагают решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Волошина Л.В., Волошина М.Н апелляционную жалобу поддержали.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РТ Тимофеева Ю.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 15 января 2016 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права общей совместной собственности на квартиру с кадастровым номером ... , площадью 67,3 кв. м, расположенную по адресу: "адрес"
В качестве правоустанавливающих документов в регистрирующий орган представлены следующие документы: ордер от 18 марта 1982 года, выданный Волошину В.А.; справка Центра социального обеспечения военного комиссариата Республики Татарстан N БР-57809 от 4 февраля 2015 года; справка Ленинского районного военного комиссариата г. Казани N 3/265 от 30 июля 1992 года; выписка из домовой книги в отношении квартиры 72 дома 82 по проспект Ямашева города Казани; архивная выписка из решения Исполкома Казанского городского Совета народных депутатов N 1216 от 9 декабря 1981 года "О рассмотрении заявлений офицеров, уволенных из кадров Вооруженных сил СССР по закону от 20 января 1980 года, о принятии на учет по обеспечению жилой площадью"; свидетельство о смерти Волошина В.А. I-КБ N 334189 от 24 декабря 1996 года; письмо отдела учета и распределения жилплощади Исполнительного комитета Казанского городского совета народных депутатов N 6683 от 11 декабря 1981 года.
25 января 2016 года уведомлением Управления Росреестра по государственная регистрация права общей совместной собственности на квартиру с кадастровым номером ... , площадью 67,3 кв. м, расположенную по адресу: "адрес", приостановлена до 24 февраля 2016 года.
Основание явилось то, что в представленном заявлении от 15 января 2016 года N 16/097/001/2015-1797 содержится ходатайство о регистрации права общей совместной собственности на основании ордера от 18 марта 1982 года, архивной выписки из решения Исполкома Казанского городского Совета народных депутатов N 1216 от 9 декабря 1981 года, письма Исполнительного комитета Казанского городского совета народных депутатов Отдела учета и распределения жилплощади N 6683 от 11 декабря 1981 года. Однако вышеуказанные документы не являются правоустанавливающими, согласно п. 1 ст. 17 Закона о регистрации. Кроме того, имущество, приобретаемое в общую совместную собственность, может приобретаться только супругами.
19 февраля 2016 года Волошина Л.В. обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о приостановлении государственной регистрации на срок до 18 мая 2016 года для предоставления дополнительных документов. Заявление было удовлетворено.
Решением Управления Росреестра по РТ от 31 мая 2016 года административным истцам отказано в государственной регистрации права общей совместной собственности на квартиру с кадастровым номером ... , площадью 67,3 кв. м, расположенную по адресу: "адрес"
Отказ мотивирован тем, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту -Закон) действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Часть 1 статьи 17 Закона содержит в себе исчерпывающий перечень документов, которые являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В силу части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно выписке из домовой книги от 7 сентября 2012 года, "адрес" города Казани является государственной.
Анализируя вышеприведенные положения закона, основанием для регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру могут являться: акты о приватизации жилых помещений, акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что ни один из правоустанавливающих документов, перечисленных в статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", являющихся основанием для осуществления регистрации права собственности на жилое помещение, административными истцами в регистрирующий орган не представлены.
С данным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
Ссылка апелляционной жалобы на справку Ленинского районного военного комиссариата города Казани N 3/265 от 30 июля 1992 года не может повлечь отмену правильного по существу решения, поскольку в силу вышеуказанных норм данная справка правоустанавливающим документом не является, в ней лишь содержится указание о наличии права Волошина В.А., на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения.
Так, в силу части 1 статьи 19 Закона, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Как отмечено в части 1 статьи 20 Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
С выводом суда первой инстанции о том, что государственный регистратор обоснованно, в пределах предоставленных ему законом полномочий отказал административным истцам в государственной регистрации права общей совместной собственности на квартиру, так как документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав не представлены соглашается и судебная коллегия.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 15 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Волошиных ФИО16, ФИО17 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.