Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Сайдашевой Э.Р., Мочаловой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 30 ноября 2016 года, которым постановлено:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения РТ, выраженное в непринятии мер по обеспечению лекарственным препаратами "Цистагон" и "Цистадропс" по жизненным показаниям Ховановой Регины Радисовны.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показаниям организовать бесплатное обеспечение Ховановой Р.Р. лекарственными препаратами "Цистагон" и "Цистадропс" в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данного препарата лечащим врачом.
В остальной части отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Ховановой С.А., Старова Р.А., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Хованова С.А. в интересах своей несовершеннолетней дочери Ховановой P.Р., "дата" рождения, обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан возложении на административного ответчика обязанности обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Несовершенолетняя дочь Ховановой С.А., Хованова Р.Р., 2005 года рождения, страдает редким (орфанным) заболеванием "Цистиноз". Имеются заключение консилиума федерального государственного автономного учреждения "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 26 мая 2009 года, заключение консилиума государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 3" города Набережные Челны Республики Татарстан от 25 марта 2016 года и заключение врачебной комиссии от 25 марта 2016 годаN 296/1 врачебной комиссии указанного медицинского учреждения, в соответствии с которыми ребенку по жизненным показаниям назначено незарегистрированное на территории Российской Федерации лекарственное средство "Цистагон" (цистеаимнабитартрат) в капсулах в дозе 50мг/кг в день и глазные капли "Цистадропс" 1мл/сутки.
Хованова С.А. просила признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан по обеспечению ее дочери жизненно необходимыми лекарственными препаратами и обязать административного ответчика бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю Хованову Р.Р., 2005 года рождения, по жизненным показаниям препаратами "Цистагон" и "Цистадропс" в амбулаторном порядке до отмены препарата лечащим врачом и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд неправильно применил нормы материального права, поскольку Хованова Р.Р., 2005 года рождения, как ребенок-инвалид по лекарственному обеспечению отнесена к полномочиям федерального уровня ответственности. Указывается, что лекарственные препараты "Цистагон" и "Цистадропс" не зарегистрированы в Российской Федерации, и их закуп возможен только по специальному разрешению Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494, тогда как административный ответчик не уполномочен на ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию на основании статьи 48 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Указывается также, что Хованова С.А. не обращалась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой о выдаче обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением необходимых документов, указанных в подпункте "г" пункта 11 Порядка ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Министерство финансов Республики Татарстан своего представителя в суд не направило.
В силу части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица, участвующего в деле.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.
Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина и инвалидности.
На основании пункта 12 статьи 14 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 организация обеспечения лекарственными препаратами отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
В Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в редакции от 14.02.2002 года) включены дети -инвалиды в возрасте до 18 лет.
Частью 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется, в том числе, за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования)ю
Из материалов дела видно, что Хованова Pегина Радисовна, 12 июля 2005 года рождения, является ребенком - инвалидом. В 2008 году ей был поставлен диагноз "Нефропатический цистиноз. Вторичный синдром Де Тони-Дебре Фанкони. Хроническая почечная недостаточность. Анемия тяжелой степени".
Хогванова Р.Р. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой N 084901.
Заключением консилиума врачей ФГБНУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 мая 2009 года и заключением консилиума врачей государственного автономного учреждения здравоохранения (далее - ГАУЗ) "Детская городская поликлиника N 3" города Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 25 марта 2016 года признана необходимой по жизненным показаниям постоянная специфическая терапия препаратами "Цистагон" в капсулах и "Цистадропс" в форме глазных капель.
Заключением врачебной комиссии ГАУЗ "Детская поликлиника N3" города Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 25 марта 2016 года ребенку выставлен диагноз "Нефропатический цистиноз. Вторичный синдром Де-Тони-Дебре-Фанкони. Хроническая болезнь почек 3 стадия. Кератопатия OU. В связи с наличием у пациента редкого наследственно-обусловленного заболевания, имеющего прогрессирующее течение, приводящее к терминальной стадии ХПН по решению консилиума ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН по жизненным показаниям за Ховановой Региной, 2005 года рождения, признана необходимой постоянная специфическая терапия препаратом "Цистагон" в дозе 50 мг на кг веса в сутки, а также использование цистеамина в форме глазных капель препарата "Цистадропс" в дозе 1мл в сутки, что подтверждается справкой ГАУЗ "Детская поликлиника N 3" города Набережные Челны N 296/1, выданной на основании протокола заключения врачебной комиссии от 25 марта 2016 года.
Препараты "Цистагон" и "Цистадропс" являются лекарственными препаратами, не зарегистрированными в Российской Федерации.
16 марта 2016 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации выдано разрешение на ввоз из Франции на территорию Российской Федерации препаратов "Цистадропс", производства "Orphan Europe S.A.R.L", Франция, и "Цистагон", производства "Mylan Pharmaceuticals Inc", Соединенные Штаты, в том числе для Ховановой P.P.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона несовершеннолетняя Хованова Р.Р. имеет право на получение лекарственного обеспечения по двум основаниям - как за счет средств федерального бюджета, так и за счет республиканского бюджета, и, указав, что отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий на ее обеспечение лекарственным препаратами, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) (части 2 и 3 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения (часть 4 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года).
По установленному несовершеннолетней Ховановой Р.Р. диагнозу заболевания утвержденные порядок и стандарт оказания медицинской помощи отсутствуют, соответственно, назначение лекарственных препаратов по жизненным показаниям осуществляется по решению врачебной комиссии.
В силу части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Таким образом, отсутствие лекарственного препарата в соответствующем перечне не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.
Как видно из материалов дела, заключением консилиума ФГБНУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 мая 2009 года и заключением консилиума Государственного автономного учреждения здравоохранения Детской городской поликлиники N 3 (г. Набережные Челны Республика Татарстан) Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 25 марта 2016 года, ребенку-инвалиду Ховановой Регине, по жизненным показаниям, назначены лекарственные средства "Цистагон" в капсулах в дозе 50-80 мг/кг массы тела в сутки и "Цистадропс" в форме глазных капель 48 флаконов в год.
Решением врачебной комиссии ГАУЗ "Детская поликлиника N3" от 25 марта 2016 года установлено, что Ховановой Pегине по жизненным показаниям необходима постоянная специфическая терапия препаратом "Цистагон" в дозе 50 мг (кг) в сутки, а также использование цистеамина в форме глазных капель препарата "Цистадропс".
Соответственно, несовершеннолетняя Хованова Регина имеет право на получение лекарственного обеспечения как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств республиканского бюджета, поскольку, будучи ребенком- инвалидом, нуждается в препаратах "Цистагон" и "Цистадропс" по жизненным показаниям В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что Хованова Р.Р. как ребенок-инвалид по лекарственному обеспечению отнесена к полномочиям федерального уровня ответственности, отмену решения суда не влечет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства здравоохранения Республики Татарстан полномочий на ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию не отменяет возложенной на административного ответчика законом обязанности по организации бесплатного обеспечения соответствующих категорий населения лекарственными препаратами по жизненным показаниям и в связи с этим основанием для отмены решения не является.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 30 ноября 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.